Авторизация на сайте

Самая горячая тема Блогов
Пусто

Блоги

Валентина Толмачева
Посмотреть профиль
Активно планирую беременность

Наиболее читаемые

“Допрос коммунистов”, посещений 1444

Допрос коммунистов
к блогу пользователя    5 Ноября 2010 в 23:49

Здравствуйте. Однако, интересный сайт
Для начала проверю блоги. Так как увлекаюсь творчеством и историей - первым постом будет рассказ о картине Иогансона "Допрос коммунистов".


Допрос коммунистов

В 1933 году на выставке «15 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» появилась большая картина «Допрос коммунистов». Она сразу же привлекла всеобщее внимание глубиной и идейностью содержания. Автором картины был Б. В. Иогансон.

История создания «Допроса коммунистов» позволяет яснее определить художественный строй картины и значение метода социалистического реализма в творчестве Иогансона.

Здесь все как будто налицо: и конкретная обстановка, и два мира персонажей, и их столкновение. Как иллюстрация к истории гражданской войны, как наглядное пособие к теме о мужестве коммунистов этот эскиз, пожалуй, мог быть приемлем. На нем изображена парадная комната сибирского кулака, местного воротилы. Тут и дорожка на полу, и фикус у окна, ширма, пишущая машинка, на стене портрет Колчака.

За круглым столом – белые офицеры. Один из них разбирает бумаги, второй что-то пишет, а третий, стоя сзади, чистит щеточкой ногти. Допрашивает введенных коммунистов четвертый офицер-аннен-ковец. Он облокотился правой рукой на стол, в левой руке у него стек. Под столом стоит большая корзина с бутылками вина. Допрашиваемых привели двое конвойных. Один из них – фельдфебель, с усами, в белой заячьей ушанке. Держа в руке наган, он оскалил зубы и подобострастно улыбается офицеру. Стоящий рядом с фельдфебелем, сзади женщины коммунисты, пожилой, бородатый сибиряк, должно быть из мобилизованных белыми крестьян, чутко прислушивается к происходящему допросу и что-то обдумывает.

Приведенные конвоем на допрос коммунисты выглядели в первом эскизе совсем иначе, чем в картине. Прежде всего – они стоят совсем близко от своих врагов, почти вплотную к ним. Первой к зрителю, слева, изображена первая женщина коммунист, в раскрытом коротком полушубке с меховым воротником. Ей на вид лет тридцать, руки у нее связаны за спиной. Мужчина-коммунист показан тоже в раскрытой одежде. Он средних лет, худой, голова его перевязана белой повязкой.


Страстная, горячая работа над максимальным выражением идеи произведения продолжалась и при исполнении картины на холсте. Фигура конвойного уводится в верхний темный край левого угла и остается в нем чуть заметным силуэтом. В правом углу появилось окно с портьерой и через него — дополнительный ночной свет. Наконец, в картине совершенно отчетливо выявился верхний горизонт — во втором эскизе он был еще мало подчеркнут. Такой ракурс в построении композиции лучше позволил художнику показать допрашиваемых коммунистов победителями. Резко подчеркивая покатость пола, Иогансон ставил коммунистов «на возвышение», а белогвардейцев изображал как бы скатившимися вниз.
Живые, горячие краски картины, подчиняющиеся одна другой, звучат, как хорошо слаженный оркестр, в котором чувствуется рука умного дирижера. Здесь есть то техническое мастерство художественного исполнения, которое невольно увлекает зрителя и без которого не может жить произведение искусства.

«Допрос коммунистов» имеет полное основание считаться картиной исторической. В ней, правда, нет определенного исторического события, определенных, известных по фамилиям исторических деятелей. Но в ней зато есть другое, более важное.

За борьбой изображенных в ней персонажей мы видим ожесточенные классовые битвы. В картине действуют живые классовые силы, выносится приговор старому миру, утверждается торжество нового.

Сильно и широко воздействуя на зрителей, картина «Допрос коммунистов» явилась важным фактором, способствующим дальнейшему развитию советской живописи на путях социалистического реализма. Она побуждала к решению серьезных идейных задач искусства, давала яркий пример нового, оригинального решения исторической темы.
Созданная в страстном напряжении творческих сил, эта картина не стареет и по-прежнему волнует и своим содержанием и исполнением.


Комментарии (2)

Саша Ковальчук 6 Ноября 2010 в 00:23

ух ты, ну вот и здесь научно-познавательные посты появились, завтра почитаю) а то мы тут все про сопли да пеленки...)))) смех
welcome, кстати)

Светлана Светлая 8 Ноября 2010 в 11:01

необычно видеть тут такой пост ) спасибо за просвещение