Размышления о всестороннем развитии ребенкак блогу пользователя 4 Апреля 2011 в 23:01
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастливым, здоровым и успешным.
Я не исключение. Вопрос развития и воспитания моего сынишки как никогда стоит очень остро.
В декабре 2011 ему исполнится три года. Если верить специалистам, к этому возрасту формирование мозга завершается на 80%. Так что времени у нас осталось не так уж и много.
Сейчас модно уделять внимание раннему развитию детей. Для этого созданы различные методики. Одни направлены на развитие интеллекта, другие - творческих способностей.
Каждая методика имеет свои плюсы и минусы.
Но мне, как и каждому заботливому родителю, хочется вложить в своего ребенка самое лучшее, полезное и необходимое, обойти всевозможные подводные камни.
Ведь только появившийся на свет малыш - как чистый лист бумаги, а нам, родителям, выпала уникальная возможность сделать первыми свои зарисовки.
Главное, что нужно понять, воспитание гения не должно стать нашей целью. Намного важнее дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий и гибкий ум, был здоровым, смышленым и социально развитым человеком, а также мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.
Я хочу, чтобы мой сын не только блистал энциклопедическими знаниями, но также был человеком большой души в отличной физической форме, который умеет выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.
Задача не из простых и одними карточками Домана или кубиками Зайцева не обойтись.
Всестороннее развитие затрагивает пять основных сфер человека, над которыми нам предстоит поработать. Это физическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное и духовное развитие. Эти сферы взаимосвязаны, и без развития одной, в другой будут "пробелы". Работая над всеми пятью можно достичь гармоничного развития личности.
1. Физическое развитие. Всем понятно, что когда ребенок не здоров, все остальное развитие переходит на второй план. Поэтому с самого рождения сделайте так, чтобы упражнения, общая физическая активность и правильное питание являлись неотъемлемой частью вашей семейной жизни.
Создавайте все условия для двигательной активности. Разнообразные движения способствуют нормальной деятельности всех внутренних органов (улучшается кровообращение, дыхание, стимулируется рост тела), а также содействуют формированию положительных качеств, таких как смелость, уверенность, настойчивость в преодолении препятствий.
Не останавливайтесь на утренней зарядке, покажите многообразие жизни в движении - катайтесь на велосипеде, самокате, коньках и роликах, играйте в футбол, танцуйте и плавайте.
Уделите внимание вашему питанию - конфеты замените на свежие фрукты и овощи, а различные "не полезные" напитки - стаканом воды.
2. Интеллектуальное развитие. Это сфера, на которой родители часто ставят акцент. Конечно, здесь есть где разгуляться родительской инициативе. Развитие речи, мышления, памяти, логики, знакомство с окружающим миром и еще многим другим знаниям, умениям и навыкам необходимо обучиться маленькому человечку. Чем больше навыков, умений он освоит, тем шире и полней будет спектр возможностей проявить себя, реализовать свои замыслы, добиться успеха в выбранном деле.
Расширяйте словарный запас, учитесь читать, считать, рисовать, слушайте музыку и осваивайте разные музыкальные инструменты, изучайте иностранные языки, играйте в шахматы, ставьте различные опыты, наблюдайте за окружающим миром, посещайте музеи, выставки, театры и творите, творите, творите!
Но подумайте о будущем вашего ребенка. Чем он будет заниматься в школе, если к пяти годам освоит университетскую программу. Как вы сможете удовлетворять познавательный интерес маленького всезнайки, не отразится ли это негативно на отношении со сверстниками.
3. Социальное развитие - важнейшая сфера жизни человека. Сюда входит общение, умение передать другим свои желания, мысли, умение понимать других, находить решение в различных ситуациях. Для 2-3 летнего ребенка это умения играть самостоятельно и в простые групповые игры, а также проявлять фантазию, подражать сверстникам, стараться понравится другим, считаться с интересами другого, уступать, делиться с товарищем, помогать ему.
Хорошим подспорьем для развития социальных навыков будет народных фольклор, в котором описаны различные модели поведения, но без общения с другими детьми и взрослыми социальное развитие невозможно.
Если ребенок не ходит в детский сад, родителям стоит задуматься, как организовать общение ребенка со сверстниками - почаще выходить на детские площадки, приглашать к себе в гости, ходить на занятия в центры раннего развития и т.д. В любом случае, пренебрегать этой сферой жизни ребенка не стоит.
4. Эмоциональное развитие - это внутренняя сфера, которая включает в себя умение различать, управлять своими чувствами и эмоциями, а также самостоятельность, самодостаточность и сообразительность. Эмоциональное развитие также включает в себя умения определять чувства других людей, уметь сопереживать, сочувствовать.
Рассматривая эту сферу важно понять, что именно взрослый задаёт тон, создаёт установки, которые откладываются в подсознании детей, что в дальнейшем определяет их поведение. Если ваш ребенок слышит от вас подобные высказывания "Сильные люди не плачут", "Будешь букой - один останешься", скорее замените их на позивные установки: "Поплачь - легче будет", "Я люблю тебя любого".
Помните, что именно взрослый создает атмосферу, в которой формируется малыш.
Хочу привести слова Дороти Лоу Нолт о влиянии обстановки, в которой растет ребенок.
А в какой обстановке живет ваш ребенок?
5. Духовное или морально-нравственное развитие.
Знакомя ребенка с окружающим миром, рассказывая ему сказки, смотря с ним картинки, надо вызывать у него соответствующее отношение к тому, что он воспринимает, учить его оценивать поступки: «Мальчик бьет собачку — это плохо, так делать нельзя», «Школьник помогает подняться упавшей старушке — это хорошо. Надо всем помогать».
В процессе повседневной жизни надо приучать ребенка уважать и ценить труд людей: «Вытирай ножки, видишь, мама вымыла пол»; «В комнате было так чисто, а ты разбросал игрушки, убери их на место»; «Какое красивое платье сшила тебе бабушка, иди поцелуй ее и скажи спасибо».
С ранних лет надо прививать ребенку интерес, любовь к природе и бережное, заботливое отношение к животным. Это обогатит его ум и чувства, сделает его жизнь более интересной и яркой, разовьет пытливость ума.
Дети 2 лет большие демократы. Они не понимают необоснованные запреты и действия, не логичные с их точки зрения. Поэтому не оставляйте без объяснения ваши требования, развивайте взаимопонимание с маленькими борцами за справедливость.
Вот такое оно всестороннее развитие ребенка. Наверное, многое вы знали и без меня. Дело не из простых, но очень ответственное. Сделать нужно правильно, с первой попытки. Потому что всё заложенное в раннем детстве дает о себе знать на протяжении всей жизни.
У вас есть опыт или ценные советы - не стесняйтесь оставить их в комментариях!
Считаете материал полезным - поделитесь с друзьями.
Желаю вам и себе успехов.
Твитнуть |
Комментарии (2)
Какая интересная и полезная статья! Спасибо, добавила в закладки!