Авторизация на сайте

Самая горячая тема Блогов

мои выходные.

Дни так унылоИ так ленивоПолзут к субботеКаждый раз.В тоске и пылиМы позабыл ,Что путь к свободеЕсть…

Блоги

Детское озорство и хулиганство: как реагировать, почему дети так делают
к блогу пользователя    11 Февраля 2014 в 18:00

Снова для размышления.

Детское озорство и хулиганство: как реагировать, почему дети так делают

Как реагировать на детское хулиганство? Что это вообще такое - хулиганство? И хулиганит ли ребенок, когда ломает, рвет, рассыпает, проливает, размазывает? Как реагировать, когда на наши комментарии, он смеется и продолжает поступать также? Издевается ли он? Бабушки советуют поругать, подруга или муж - не давать (краски, книжки, стакан с соком), а что чувствую я сама и как быть?

Моя собственная жизнь тоже пестрит подобными ситуациями. Я напишу, к каким выводам прихожу сама по мере того, как мои дети растут и воспитывают меня. У нас с мужем трое детей: Маше 7 лет, Леше 6 лет, Насте скоро будет 4 года. За это время разбито и разлито было приличное количество всего!

Сначала посмотрим на то, что произошло случайно - на такие ситуации реагирую лаской, пониманием и проявлением внимания к ребенку. Признаюсь, я раньше совершала очень большую ошибку - за случайность ругала словно за специально сотворенное зло.

Ругала на будущее, чтобы ребенок запомнил и усвоил. Если могло что-то сломаться, взорваться, лопнуть, если ребенок сам мог попасть под машину (едущую со скоростью 100 км в час по дворовой территории), то я ругала так, словно это уже произошло. Словно уже от горящей свечки лопнул стакан, уже разлился горячий чай и обжог коленку Маше, а стекло взяла Настя и порезала руку - и Леша словно уже в этом повинен, едва придвинув свечку на обеденном столе к стакану чая, и должен отвечать по всей строгости уголовного кодекса!

Если Вам смешно это читать, я очень рада! Вы хорошая мама (хороший папа), и Ваше чувство юмора обязательно поможет Вам в трудную минуту. Я сама готова смеяться с Вами, если бы только слезы не стояли в глазах и я не помнила бы себя саму на этом месте и не видела бы практически ежедневно таких мамочек, которые, как спичка вспыхивают, едва ребенок толкнул, упал сам, сжал в руке елочный шар или зефирину. Как я сегодня реагирую на такие вещи?

Максимально коротко комментирую, а то и просто обнимаю ребенка, давая ему время самому сформулировать, что он почувствовал или понял. Целую и живу дальше.

Теперь рассмотрим специальное хулиганство. Ребенок специально сломал. Специально выдавил все тюбики с краской. Специально разорвал. Не хочет понимать, соображать, думать. Что делать родителю? Прежде всего, заранее внушить себе, что Ваш ребенок хороший!

Честно скажу, мой сын шкодил настолько часто, что я жила в страхе, что он плохой. И никак не могла вырваться из этого страха. Пока не стала внушать себе, что, во-первых, он хороший, а во-вторых, даже если сейчас это не так, то с моей любовью, с моим вниманием, с моими изменениями, он таким обязательно станет!

Поэтому Леша хороший и быть иначе не может. Родители, для которых такое понимание естественно, не часто заглядывают на мой сайт. Чаще приходят те, кто в глубине души сомневается. Потому что именно какой-то «плохостью» мы чаще всего объясняем все проделки, бесполезность просьб и объяснений, вранье и повторные проделки детей.

Но внимательное рассмотрение деталей, наблюдение за ребенком в других ситуациях, разговор с ним, если он уже может как-то комментировать свои поступки, показывают, что не из плохости дети рвут и ломают, а чаще всего из любопытства, что будет.

Когда они хулиганят, они не понимают, что это действие - хулиганство - то самое, из-за которого плачет мама и за которое ругает папа. Они просто берут в руки то, что интересно. Просто мажут. Просто вываливают в воду одежду из шкафа и смотрят, как она мокнет. Просто поливают книги из лейки (Машеньке было 2 годика, она вылила на паркет 15 литров воды - вода стояла для цветов - и положила в лужу книги из своего шкафа, пока я разбирала в другой комнате вещи - мы только переехали на новую квартиру).

Они не способны в эту минуту совершить в мозгу второе действие и осознать последствия этого поступка. Рука уже вырезает из собрания сочинений красивые картинки, язык через плечо от восторга и понимание, что каждый том стоит 3 000 рублей - в голову 5-6 летнего ребенка не приходит!

Почему чаще шкодят мальчишки? Потому что девчонки быстрее и лучше понимают.

Вчера мой сын сломал окно в теплице у дедушки (мы были в деревне на выходных) и рассыпал 5 кг семян цветов - высыпал их из теплицы в сугроб! Чинить окно теперь целая история. Семена достаточно дорогие, были куплены к весне на посадку для последующей продажи цветов. Понятно, что теперь их съедят птицы, когда растает снег. Леша никому об этом не рассказал. Проделки заметил дедушка, вернувшись с работы. Как реагировать? Что делать?

Что я могу сегодня сказать? Одно дело для ребенка ответить на вопрос: «хорошо ли ломать окно?»- «нет, плохо», «Можно ли рассыпать семена?» - «Нет, нельзя», а другое дело, когда он гуляет один без взрослых, осознать, что стучание кулаком по окну может привести к тому, что оно вывалится из рамы и будет сломано, разбито, потребует ремонта, причем срочного, потому что на улице мороз, а в теплице - цветы; а что маленькие штучки-травинки в пакете - это семена, а не просто мусор, который дедушка забыл выбросить.

О чем думал мой сын? Он хотел открыть окно (никак не сломать его). Он хотел посмотреть, что в пакете. Он увлекся и открыл много пакетов (очень-очень много). Чтобы посмотреть, что внутри, он высыпал содержимое на снег в то самое окно. Оно проваливалось в сугроб, и он продолжил упражнение заново. Увлекся. Опомнился, когда пакеты закончились. Мельком осознал, что сделал что-то не хорошее. Но дойдя до дома, почувствовав запах блинчиков и узнав, что папа включает мультик, а мама напекла блины, радостно разделся и мгновенно забыл о своем поступке. Слова дедушки через несколько часов оглушили его не меньше, чем нас с мужем.

Сегодня, наблюдая за детьми, своими и чужими, я вижу, что 99% их проказ - это не хулиганство. Ругать в такой ситуации не следует, следует коротко объяснить, обнять и подбодрить (ребенок может очень расстроиться осознав после разговора, что он сделал). Если малыш уже большой, то его можно привлечь (не в качестве наказания - нив коем случае! - а именно в качестве доверия ему) к уборке или ремонту того, что было сломано.

Автор Анна Демидова


Комментарии (6)

Анна Пантелеева 11 Февраля 2014 в 23:31

оох, как в тему(( у нас все выливается, выдавливается, разбрасывается,режется, сыпется!!! просто КАРАУЛ готова кричать(( я иногда прост одумаю, что я плохая мама тк оочень злюсь в такие моменты на ребенка и кричу на нее,и по жопе бью грусть потом остываю, делается стыыдно..неужели я, взрослый человек не могу остыть и не кричать на ребенка??? не повышать на него голос? иногда просто кажется, что обычных слов она не понимает...я прчм чувствую себя иногда такой неспособной на воспитание ребенка, что возникает мысль"о, боже! и ты еще мечтаешь о втором? каак? ты же с одним не можешь справиться!"в общем ошмар..утешает только то,что я все это замечаю, и стараюсь исправиться...но блин, насколько легче накричать на ребенка за провинность, чем просто его пожурить...извергом себя ощущаю. и правда возникает мысль в голове,чт онеужели мой ребенок такой плохой?глупый?как он может после стольких раз повторений "НЕЛЬЗЯ!" все равно лезть и делать то, что нельзя? ох-ох(

Юлия Щукина 12 Февраля 2014 в 08:50

а вот как правильно говорить с ребенком не написано, пример бы хоть привела дама эта)) как это "коротко комментировать", у меня коротко не получается смех

Тоcя К. 12 Февраля 2014 в 11:15

смех смех смех смех

Тоcя К. 12 Февраля 2014 в 11:16

дааа, на такие реакци нужна стойкая психика!

Анна Резниченко(Штеюк) 12 Февраля 2014 в 14:13

Мотаю на ус. Мой вот вчера нас с бабушкой бил ладошкой и смеялся улыбка