Авторизация на сайте

Самая горячая тема Блогов

Тук-тук, кто-нибудь тут есть?

Сегодня болтали с подругой и вспоминали добрые старые…

Блоги

Условия развития способностей у детей
к блогу пользователя    18 Июня 2014 в 09:43

Как развиваются способности ребёнка? Способности связаны с эмоциями, мышлением и личностью человека и включают в себя целый ряд навыков. Основной «строительный материал» способностей - это опыт. Прежде всего, малышу необходимо активное исследование окружающего мира.

И хорошие новости в том, что программа изучения окружающего мира изначально заложена в каждом ребёнке. Предоставьте ребёнку возможность общаться с миром. И в этом вам помогут пять условий развития способностей у детей. Соблюдая эти условия, вы поможете раскрытию способностей вашего малыша!

Пять условий развития способностей у детей

1. Раннее начало
Первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т. е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных.

2. Окружающая среда
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят - со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент - произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены ЗАРАНЕЕ, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно.

Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников - изобразительными способностями, математиков - математическими и т. д.

А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.

3. «Выше, выше»
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками.

Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься - объяснить такому маленькому еще ничего нельзя! В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые, задачи, самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).

4. Больше свободы
Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

5. Умная помощь
Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - вот последнее (пятое) немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь-в подсказку. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенная форма «помощи» детям, но она только вредит делу!

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные».

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша задача - помочь ребенку встать на этот путь.


Комментарии (4)

Анастасия Кузьменко 18 Июня 2014 в 19:49

Очень полезная и интересная статья ! улыбка улыбка улыбка

Алена Сашина 1 Июля 2014 в 20:01

Хорошая статья, спасибо!

Рада, улыбка что понравилась