Авторизация на сайте

Самая горячая тема Блогов

Тук-тук, кто-нибудь тут есть?

Сегодня болтали с подругой и вспоминали добрые старые…

Блоги

10 игр для развития речи, мышления, логики
к блогу пользователя    25 Ноября 2014 в 11:11

Знаете ли вы, что по данным российских учёных от 15 до 30% дошкольников имеют не развитую связную речь? Дети не могут грамматически правильно высказать свою мысль? Не могут отвечать развёрнуто, понять и пересказать простой текст?

Дело в том, что не всегда очевидно, что связную речь нужно развивать. Когда ребёнок маленький - тут всё понятно: мы ждём, что ребёнок начнёт говорить, помогаем пополнять словарный запас, учим правильно произносить звуки. А когда ребёнок подрос и начал говорить, кажется, что заниматься больше не нужно.

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается всю жизнь, это развитие не заканчивается, когда ребёнок начинает говорить. Самый благоприятный период для развития речи дошкольный и тут не обойтись без помощи взрослых. Ведь то, что не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем.

К сожалению, проблемы с речью становятся очевидными для родителей уже в школе, когда ребёнку трудно учиться, потому что трудно понять условия задачи, потому что трудно связно пересказать, потому что трудно выразить свои мысли.

И мы хотим обратить ваше внимание на развитие связной речи ребёнка от трёх до шести лет.

Чаще всего у детей встречаются такие проблемы с речью:

  • Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
  • Бедная речь - недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи - употребление нелитературных слов и выражений, «слов-паразитов».
  • Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос.
  • Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст (а к школе это умение приобрести просто необходимо).

Что можно делать для развития связной речи у дошкольников, учитывая, что не все дети хотят заниматься, и чтобы заинтересовать ребёнка, нужно с ним играть.

1. Самое простое - это речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки. В них можно играть в любое свободное время на прогулке, по дороге в гости или в детский сад. Это игры «Большой-маленький», «Один-много», «Назови одним словом» и многие другие.

2. Играем с игрушками и развиваем речь. Когда вы играете с ребёнком в какие-то простые игры с игрушками, уделяйте специальное внимание развитию речи. Например, катая по полу машинку, можно повторить образование глаголов с помощью приставок и даже составить небольшой рассказ о приключениях машинки. (Машина ехала по дороге, проехала мимо светофора, заехала за дерево, въехала на горку, съехала с горы, заехала в гараж). С помощью нескольких мягких или резиновых игрушек можно повторить пространственные предлоги (кукла сидит рядом с мишкой, кубик находится между двумя мячиками, зайчик внутри домика, лисичка снаружи и т.д.).

3. Можно поговорить о любимой игрушке, составить описательный рассказ. Если ребёнку сложно сразу составить рассказ, поиграйте в игру «Отгадай по описанию» - вы описываете игрушку, а ребёнок должен понять, что вы загадали. В этой игре обязательно меняйтесь ролями.

4. Играем с книжками. Например, прочитав сказку или рассказ, попросите ребёнка пересказать её по картинкам в книге. Или придумайте вместе другой конец сказки или мультфильма. Рассматривайте и обсуждайте иллюстрации в книгах.

5. Общение. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью. Как можно чаще общайтесь с ребенком. Читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обязательно обсуждайте прочитанное.

Источник: danilova.ru