Авторизация на сайте

Самая горячая тема Блогов

Тук-тук, кто-нибудь тут есть?

Сегодня болтали с подругой и вспоминали добрые старые…

Блоги

Как играть с ребенком
к блогу пользователя    30 Ноября 2012 в 14:33

Когда Варька только родилась, я, заглянув в malyshi, подумала, что одной и важной проблемой будет: чем занять ребенка. Накупила я книг, типа "100 развивающих игр с детьми" и "Играем с детьми на улице", и сейчас понимаю, что деньги, практически, были потрачены зря. От них есть один важный плюс: их очень любит листать дочь!
Варя у меня безо всяких книг может найти себе 1000 и одно занятие, а у меня уже начинает уставать язык отвечать на вопрос:"Чем же это таким Варя занимается на улице, что можно с ней гулять 2 часа утром и 2 часа вечером?". Устает язык, потому что перечислить все это, очень сложно. Еще сложнее все упомнить.
Я выделила для себя несколько правил, соблюдая которые, можно перестать чувствовать себя массовиком-затейником.


1. Следовать за ребенком в игре.
Это значит прислушиваться к желаниям ребенка, не давить и давать простор творчеству.
Звучит просто, а на самом деле требует достаточно развитых эмпатических способностей, и установления тесного контакта с ребенком.
При этои нужно понимать, что любое занятие, выбранное вашим малышо, для чего-то ему нужно. Например, если он уже 10 минут ковыряет лопаткой снег, то не нужно его теребить с причитаниями: "Подвигайся, замерзнешь", "Что тормозишь, смотри как другие детки играют".
2. Организовывать развивающее пространство.
В пустой комнате с кучей вопяще-мигающих интерактивных игрушек ваш малыш может быстро заскучать. И это значит, что
А) игрушки должны быть разнообразными и многофункциональными. Их не обязательно ( и даже желательно обратное) должно быть много. Пусть они развивают фантазию малыша.
Б) давайте ребенку простор для исследований: меньше запрещайте ему, больше гуляйте на улице.
В) вытекает из Б. Дом должен быть максимально безопасен для ребенка.
3. Дать ребенку все базовые потребности, чтобы он мог направить свою энергию на развитие.
Об этом писали многие. Примитивно, но его знают все: Абрахам Маслоу. Сначала накормите человека, дайте почувствовать себя в безопасности, принятым в окружении, а только потом ждите какой-то душевной работы.
Все знают, что от голодного и сонного ребенка не нужно ждать ни хорошего поведения, ни креативности. Так почему многие забывают про безопасность?
А безопасность - это не просто защита от дождя и ветра. Для ребенка безопасность - это прежде всего мама рядом, спокойная, уверенная в себе, любящая и заботливая. Укрепляя привязанность с ребенком, мы даем ему защиту и возможность заняться своим развитием. У него появляются силы. Мне понравось определение из альфа-родительства: энергия дерзновения.
Почитайте методичку сообщества, там про это прекрасно написано (ссылка).

Организовав ребенку пространство для игр, следуя за его потребностями и удовлетворив его базовые потребности, вы сами легко напишете любую книгу по тому, чем занять своего малыша.

Хочу дополнить свой пост про игры и игрушки. Перечитывала недавно Гиппенрейтер Юлию Борисовну, и обратила внимание на то место, где она пишет про открытие Выготского и зону ближайшего развития. Первый раз я читала её книгу, когда Варе было несколько месяцев, поэтому вся эта теория мне казалась не нужным повторением и так понятных вещей. Сейчас я все больше понимаю, за что Лев Семенович Выготский получил известность по всему миру.
Если коротко о сабже, то именно он ввел понятие зоны ближайшего развития. Это то, что ребенок еще не умеет делать сам, но у него выходит это сделать с теми, кто обладает большими знаниями, большим опытом (родителями, учителями, более сообразительными и ловкими сверстниками).

И знания, умения и навыки ребенок будет пополнять прежде всего из того, что будет попадать в его зону ближайшего развития. То есть за счет того, что он делает совместно с родителями. Таким образом мы получаем, что обучение - это социальный процесс, рождающийся при взаимодействии. Отсюда вывод: детям нужно показывать как играть в игрушки, опережающие способности малыша. Сами-то они могут справиться, а могут и нет: возможно потеряют интерес из-за чрезмерной сложности, неудач или просто не понимания, в чем конкретно заключен интерес игры.
Я одно время никак не могла понять: вмешиваться ли мне в игру, если у детки что-либо не получается? Особенно сильно мои терзания проявлялись, когда она собирала сортер, и у нее что-то не выходило, и ребенок начинал психовать. Подсказать, куда ставить? Вставить за нее? Сказать, чтобы покрутила деталь? Или не нужно, пусть сама догадывается, я буду только мешать.
Теория о зоне ближайшего развития дает однозначный ответ: помогать в том, где ребенок не справляется. И, спустя некоторое время, мы уже сможем заметить, что наш малыш уже может то, с чем мы ему недавно терпеливо помогали.
Или, иногда, слышу истории: я купила, а она не играет. Ребенок, может не знает как. Покажите, включите в игру. Не считайте, что миссия завершена на этапе передачи подарка из рук в руки.
И еще один вывод, что я сделала: нужно на чуть-чуть опережать способности ребенка, тогда и ему будет интересно, и развитие будет проходить быстрее. Например, предлагать поиграть в новые игрушки (но ни в коем случае не настаивать): скатать пластилиновый шарик, покрутить юлу или надуть мыльный пузырь. Предлагать самой чаще сделать то, что обычно проходило с нашей помощью. Это же касается и физических действий: ходьба по ступенькам или влезание на качели, например.
В любом случае, нужно ориентироваться на ребенка, хорошо его чувствовать и наблюдать за ним, чтобы расширять его зону ближайшего развития и переводить в зону актуального развития то, что он может сделать сам.


Комментарии (4)

Елена Зак 30 Ноября 2012 в 23:35

Спасибо за интересные и полезные мысли).

Татьяна Петрова 1 Декабря 2012 в 09:54

Это не мои мысли, автор по ссылке, я скопировала себе самое понравившееся, чтобы не искать потом.

Татьяна Петрова 1 Декабря 2012 в 10:04

Простите, оказалось, что все ссылки на исходные посты удалены, если интересно, могу в личку скинуть ссылку на блог в ЖЖ, где эта девушка пишет очень много-много интересного.

Елена Зак 2 Декабря 2012 в 17:18

Давайте!