Авторизация на сайте

Самая горячая тема Блогов

Тук-тук, кто-нибудь тут есть?

Сегодня болтали с подругой и вспоминали добрые старые…

Блоги

Организация рабочего времени (из Сухомлинского)
к блогу пользователя    2 Января 2012 в 21:39

Особенно актуально для студентов. Мне многие советы понравились и постараюсь прислушиваться. У него еще для школьников есть - но это нужно из книжек искать (например из "Сердце отдаю детям"), а это из "Письма сыну")


21. Добрый день, дорогой сын!

Ты просишь посоветовать, как экономно и умно - (это совершенно правильно - умно) использовать время. Жалуешься, что "одна работа "подхлестывает" другую, не успеешь оглянуться - день окончился, осталось не выполненным то, что собирался было сделать". Из твоего письма мне ясно также то, что на тебя сваливается, как ты говоришь, "груда книг", не успеваешь прочитать все рекомендованное.

Я дам тебе несколько советов, исходя из собственного опыта.

1. Первое и самое главное - об этом я писал тебе еще в прошлом году - умение создавать резерв времени в процессе слушания лекций. Неумение слушать лекции приводит к тому, что у студента создаются "авральные" периоды умственного труда: несколько дней перед зачетами (или экзаменами) он просиживает над конспектами лекций, а во время зачетов спит 2-3 часа в сутки. Вся работа, которая должна выполняться повседневно, изо дня в день, откладывается на эти "пожарные дни". По моим подсчетам, таких "пожарных", "авральных" дней набирается в году не меньше пятидесяти, то есть почти четвертая часть всего рабочего времени. Здесь кроется один из самых главных корней нехватки времени. Надо предотвращать "пожарные" круглосуточные бдения над конспектами. Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и поработать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов. Я советую конспект делить как бы на две рубрики (графы): в первую записывать кратко изложенные лекции, во вторую-то, над чем надо подумать; сюда следует заносить узловые, главные вопросы. Это тот каркас, к которому как бы привязывается все здание знаний по данному предмету. Вот над этими каркасными вопросами надо думать ежедневно, связывая с этим думанием то повседневное чтение, о котором я говорил. Если ты будешь придерживаться этого требования по всем предметам, у тебя не будет "авральных" дней. Не будет надобности перечитывать и заучивать весь конспект при подготовке к экзамену или зачету. Каркас предмета будет своеобразной программой, на основе которой припоминается весь материал по данному предмету.

2. Если хочешь, чтобы у тебя было достаточно времени, ежедневно читай. Читай каждый день и основательно штудируй несколько (4-6) страниц научной литературы, в той или иной мере связанной с учебными предметами. Читай внимательно и вдумчиво. Все, что ты читаешь - это интеллектуальный фон твоего учения. Чем богаче этот фон, тем легче учиться. Чем больше читаешь ежедневно, тем больше у тебя будет резерв времени. Потому что во всем, что ты читаешь,- тысячи точек соприкосновения с материалом, изучающимся на лекциях. Эти точки я бы назвал якорями памяти. Они привязывают обязательные знания к тому океану знаний, который окружает человека. Умей заставлять себя читать ежедневно. Не откладывай этой работы на завтра. То, что упущено сегодня, никогда не возместишь завтра.

3. Начинай рабочий день рано утром, часов в 6. Вставай в 5 часов 30 минут, сделай зарядку, выпей стакан молока с булочкой (не привыкай к чаю, успеешь еще привыкнуть в зрелые годы), начинай работу. Если ты привыкнешь к началу своего рабочего дня в 6 часов, то старайся приступить к работе за 15-20 минут до шести. Это хороший внутренний стимул, задающий тон всему рабочему дню. Полтора часа утреннего умственного труда перед лекциями - это золотое время. Все, что мне удалось сделать, я сделал утром. В течение тридцати лет я начинаю свой рабочий день в пять часов утра, работаю до восьми часов. Тридцать книг по педагогике и свыше трехсот других научных трудов - все это написано от пяти до восьми утра. У меня уже выработался ритм умственного труда: если бы я даже захотел в утренние часы спать - это мне не удается, все во мне настроено в это время только на умственный труд. Советую тебе выполнять в утренние полтора часа самый сложный творческий умственный труд. Думай над узловыми вопросами теории, штудируй трудные теоретические статьи, работай над рефератами. Если у тебя умственный труд с элементами исследования - выполняй его только в утренние часы.

4. Умей определить систему своего умственного труда, от которой многое зависит. Я имею в виду понимание соотношения главного и второстепенного. Главное надо уметь распределять во времени так, чтобы оно не отодвигалось на задний план второстепенным. Главным надо заниматься ежедневно. Определи самые важные научные проблемы, от понимания которых зависит становление в тебе инженера. Ряд этих проблем являются сквозными, они пронизывают многие предметы. Главные научные проблемы должны быть у тебя на первом месте в утреннем умственном труде. Умей найти по главным научным проблемам фундаментальные книги, научные труды и работай над ними.

5. Умей создавать себе внутренние стимулы. Многое в умственном труде не настолько интересно, чтобы выполнять его с большим желанием. Часто единственным движущим стимулом является лишь надо. Начинай умственный труд как раз с этого. Умей сосредоточиться настолько, чтобы надо постепенно превращалось в х о ч у. Самое интересное всегда оставляй на конец работы.

6. Тебя окружает море книг и журналов. В студенческие годы надо быть очень строгим в выборе книг и журналов для чтения. Пытливому и любознательному хочется прочитать все. Но это неосуществимо. Умей ограничивать круг чтения, исключать из него то, что может нарушить режим труда. Но в то же время надо помнить, что в любую минуту может возникнуть необходимость прочитать новую книгу-то, что не предусмотрено было твоими планами. Для этого необходим резерв времени. Он создается, как я уже писал тебе, умелым умственным трудом на лекциях и над конспектами, предотвращением "авральных" дней.

7. Умей самому себе сказать: нет. Тебя окружает масса дел. Есть и научные кружки, и кружки художественной самодеятельности, и спортивные секции, и вечера танцев, и много клубов, где можно провести время. Умей проявить решительность: во многих из этих видов деятельности заключены соблазны, которые могут принести тебе большой вред. Надо и развлечься, и отдохнуть, но нельзя забывать главного: ты труженик, государство тратит на тебя большие деньги, и на первом месте должны стоять не танцы, а труд. Для отдыха я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности-замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.

8. Не трать времени на пустяки. Имею в виду пустую болтовню, пустое времяпровождение. Бывает так: сядут несколько человек в комнате и начинают, как говорится, точить лясы. Пройдет час, два, ничего не сделано, никакая умная мысль не родилась в этом разговоре, а время потеряно безвозвратно. Умей и разговор с товарищами сделать источником своего духовного обогащения.

9. Учись облегчать свой будущий умственный труд. Речь идет о том, чтобы уметь создавать резерв времени в будущем. Для этого надо привыкнуть к системе записных книжек. У меня их сейчас около 40. Каждая предназначена для записи ярких, как бы мимолетных мыслей (которые имеют "привычку" приходить в голову только раз и больше не возвращаются) по одной из проблем педагогики. Сюда же я записываю самое интересное и яркое из прочитанного по этой же проблеме. Все это нужно в будущем, и все это очень облегчает умственный труд. У тебя, я знаю, есть записные книжки, но нет системы. Создавай четкую систему записей. Облегчай свой умственный труд.

10. Для каждой работы ищи наиболее рациональные приемы умственного труда. Избегай трафарета и шаблона. Не жалей времени на то, чтобы глубоко осмыслить сущность фактов, явлений, закономерностей, с которыми ты имеешь дело. Чем глубже ты вдумался, тем прочнее отложится в памяти. Пока не осмыслил, не старайся запомнить - это будет напрасная трата времени. Хороши известное умей не читать, а только просматривай. Но вместе с тем опасайся поверхностного просматривания того, что еще не осмыслено. Всякая поверхностность обернется тем, что ты вынужден будешь к отдельным фактам, явлениям, закономерностям возвращаться много раз.

11. Умственный труд одного человека не может быть успешным, если все живущие в одной комнате не договорятся о строгом соблюдении отдельных требований. Прежде всего надо договориться, чтобы в строго определенные часы категорически запрещалось разговаривать, спорить, заниматься делами, нарушающими покой. В часы сосредоточенного умственного труда каждый должен работать совершенно самостоятельно.

12. Умственный труд требует чередования математического и художественного мышления. Чередуй чтение научной литературы с чтением беллетристики.

13. Умей избавиться от дурных привычек. Я имею в виду вот какие: перед началом работы просиживать без дела пятнадцать, двадцать минут; без какой бы то ни было надобности перелистывать книгу, которую заведомо не будешь читать; проснувшись, лежать в постели минут пятнадцать и др.

14. "Завтра"- самый опасный враг трудолюбия. Никогда не откладывай на завтра работу, которую надо выполнить сегодня. Больше того, сделай привычкой, чтобы часть завтрашней работы была выполнена сегодня. Это будет прекрасным внутренним стимулом, который задает тон всему завтрашнему дню.

15. Не прекращай умственного труда никогда, ни на один день. Летом не расставайся с книгой. Каждый день должен тебя обогащать интеллектуальными ценностями - в этом один из источников времени, необходимого для умственного труда. Вот пятнадцать заповедей, которых, мне кажется, должен придерживаться каждый студент. Желаю тебе крепкого здоровья, хорошего настроения. Твой отец.


Комментарии (22)

Татьяна Фоминская 2 Января 2012 в 21:48

Хахаха! одобрение Мой спецвопрос на экзамене по истории педагогики! ("Письма к сыну", имею в виду подразнивание). Здорово, как вчера все помню! радость радость радость

Наталья Лебединская 2 Января 2012 в 21:51

смех смех смех смех ну ничего себе улыбка) вот это память. а я для себя все это вне учебы открываю.. балдею любовь любовь любовь любовь. От стиля начинаю уставать.. но суть захватывает улыбка))

Роза Мордвинкина 2 Января 2012 в 21:51

размышления, идеи, мечты как это похоже на меня - 13 лет назад рассуждала точь в точь...Сейчас взгляды изменились. В работе применяю так называемый Закон Парето...Работаю только с ключевыми моментами. А он гласит: 80 % работы дают 20% результата и наоборот улыбка... А что касаемо книг- согласна, читать нужно постоянно. одобрение

Наталья Лебединская 2 Января 2012 в 21:53

Это тоже верно. Особенно в работе. тут все-таки больше про учебу и про работу, связанную с педагогикой и писаниной... Может немного другое. Ох.. работка улыбка))

Ольга Бирюкова 2 Января 2012 в 21:54

Оооо.. это надо как памятку выдавать студентам первого курса сразу, при зачислении смех смех смех убрать только строчку: "государство тратит на тебя большие деньги" смех или заменить на "ты тратишь на учебу большие деньги" - тоже стимул

а вот вставать в 6 утра непонимание, несогласие не-а

Наталья Лебединская 2 Января 2012 в 22:47

смех смех смех знаешь с 6 утра .. я может и попробую.. в 6 и 7 я встаю намного легче, чем в 8 и 9 улыбка А вообще идея классная. Кстати я такой стимул мужу выдаю. Как я буду пропускать лекции, я ж за них заплатила улыбка) правда за студентов часто платят родители, а это не совсем то улыбка Спасибо за сайт.. я заказала несколько книг Сухомлинского и нашла книжку по Логопедии, которую давно искала улыбка

Ольга Бирюкова 2 Января 2012 в 23:30

не, я не совсем, но близко к сове... в 9 встать спокойно, в 6-7 для меня издевательство форменное

Наталья Лебединская 3 Января 2012 в 12:02

надо попробовать.. отпишусь если что улыбка))

Вета B 2 Января 2012 в 22:55

смех+1 я тож так подумала! а вообще, мне понравилось! одобрение

Наталья Лебединская 3 Января 2012 в 12:02

смех смех смех но может и легче в итоге... буду пробовать и напишу смех смех смех

Наталья Лебединская 3 Января 2012 в 12:02

улыбка попробую осуществить улыбка))

Екатерина Золотушенко 3 Января 2012 в 17:13

размышления, идеи, мечты надо подумать-правда будет сложновато.. подмигивание

Наталья Лебединская 8 Января 2012 в 00:11

не все.. можно часть улыбка)) Наиболее симпатичную улыбка)) я и из тайм-менеджмента, и из флай-леди беру то, что у меня приживается улыбка))

Екатерина Золотушенко 8 Января 2012 в 00:31

спасибо за совет поцелуй поцелуй поцелуй

Наталья Лебединская 8 Января 2012 в 11:10

дружба главное без фанатизма.. а то хватит максимум на пару дней улыбка))

Екатерина Соколова 3 Января 2012 в 23:56

Фух, до чего же сухо написано удивление еле дочитала, но суть мне очень интересна улыбка

Наталья Лебединская 8 Января 2012 в 00:12

да письма суховаты. Основные книги намного живее улыбка)) мудрого много улыбка)) а вообще по воспитанию у него много мудрых мыслей.. я еще буду работать с этими источниками именно для своих малышей

Nin@ Uneev@ 4 Января 2012 в 19:58

да, согласна полностью с сухомлинским смех в нашей хаотичной жизни столько бардака что жизненно важно придерживаться организации.

Наталья Лебединская 8 Января 2012 в 00:12

смех смех смех я бы без своей организации вообще б ничего не успевала. но и ее надо отлаживать улыбка)

Виктория Лебедева 12 Января 2012 в 20:54

Мне тже вставать в 6 часов кажется совершенно нереальным смех смех смех смех

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 21:02

дружба дружба дружба ужас улыбка)) но, наверное, привыкаешь