Наиболее читаемые
Педагогические задачи и примеры их решения (из Сухомлинского, Корчака и Монтессори) - как и обещала, посещений 23415Називин, скорая и.. будьте осторожнее!, посещений 14342
А все-таки 2 полосочки или нет?, посещений 13279
Примеры небольшой обработки. как вам?, посещений 9774
Первые итоги по Памперсам :)))) и.. какими пользуетесь вы?, посещений 9576
28 недель. Новости., посещений 8589
А вы кутаете детей?, посещений 7847
Вопрос к рожавшим и... планы на день., посещений 7374
Вопрос про байковое одеяло, посещений 7207
Моющий пылесос.. или парогенератор. Покупать?, посещений 7083
Педагогические задачи и примеры их решения (из Сухомлинского, Корчака и Монтессори) - как и обещалак блогу пользователя    12 Января 2012 в 17:08
	
  Вот обещанные примеры из реферата (сторого не судить, коротко и
  по теме). в стольких строчках не передашь и по ситуациям все, что
  хотелось бы сказать, а уж о книгах в целом - тем более 
))
Зачет проставили, так чтос чистой совестью делюсь.
  
  
  Пример №1 (из книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю
  детям»).
  
  
  Педагогическая задача: привить детям бережное отношение не только
  к своим, но и к чужим вещам. Не только уметь видеть прекрасное,
  но и ценить и оберегать его. 
  
  Решение задачи, предложенное автором: в самом начале книги автор
  несколько раз замечает и указывает читателю на небрежность детей
  по отношению к чужим (или общим вещам), жесткость по отношению к
  окружающему миру: «Меня очень беспокоило равнодушие отдельных
  детей к живому и прекрасному в окружающем мире, тревожили
  поступки, свидетельствующие о непонятной, с первого взгляда,
  детской жестокости… И самое тревожное в том, что дети не понимали
  предосудительности тех "мелких" проявлений зла и равнодушия к
  красоте и жизни, из которых постепенно развивается тупая
  бессердечность»[8]. При этом автор не делает замечаний, он
  наблюдает, ловит добрые порывы и развивает их. Это самые первые
  дни его общения с этими детьми, и уже эта прогулка закончилась
  спасением птенца, которого потом выхаживали всей группой.
  
  
  Мне кажется, очень показательным пример из середины книги: «В
  глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К
  осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый
  день я повел сюда своих малышей. Дети были в восторге от обилия
  цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение
  красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок,
  не видя в этом ничего предосудительного. Так получилось и на этот
  раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок.
  Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула: - А
  разве можно рвать хризантемы? В ее словах не было ни удивления,
  ни возмущения. Девочка просто спрашивала. Я ничего не ответил.
  Пусть этот день станет уроком для детей. Ребята сорвали еще
  несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела
  осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских
  сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами. - Ну как,
  дети, красивый этот уголок? - спросил я.- Красивы эти стебельки,
  с которых вы сорвали цветы? Дети молчали. Потом
  сразу
  
  заговорило несколько человек: - Нет, некрасивые... - А где теперь
  мы будем
  
  любоваться цветами? - Эти цветы посадили пионеры, - говорю детям.
  -Они придут сюда любоваться красоток - и что же увидят? Не
  забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться
  красотой»[8].
  
  Похожие мысли и методы решения и более глобальных задач проходят
  через все книгу. Ребенку нужно только чуть-чуть подсказать, дать
  прочувствовать и в большинстве случаев он сам разберется, и сам
  поймет так или не так он делает. Эти дети больше срывали цветов,
  они любовались красотой, а вскоре и сами стали разводить цветы не
  только на школьных участках и теплицах, но и у себя во дворах.
  
  
  
  Пример №2 (из книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю
  детям»).
  
  
  Педагогическая задача: привить детям любовь к учебе, уверенность
  в своих силах и умениях, интерес ко всему
  окружающему.
  
  Решение задачи, предложенное автором: Эта задача решается на
  протяжении всей книги огромным количеством способов. Мне хочется
  выделить два, особенно запомнившихся примера.
  
  1. Как дети учились читать. Все это происходило, в дошкольной
  группе, занятия которой большей частью проводились на открытом
  воздухе. Не было азбук, не было заучивания букв. Автор брал
  какое-то слово, например, самое первое слово «луг». Всей группой
  они шли на луг, рассаживались, наблюдали, слушали. Потом рисовали
  и подписали - луг. И так дальше, с каждым словом. Никто ничего не
  запоминал специально, но это было интересно. Это настолько
  вписалось в их жизнь, что к концу «учебного года» читать и писать
  могли все 31 человек.
  
  2. Как ставились оценки в самых первых классах. Автор в
  нескольких местах подробно описывает, насколько оценка может
  убить желание учиться. Все дети разные - кто-то быстрее, кто-то
  медленнее что-то постигает. Но учиться хотят все, и плохая оценка
  может отбить это желание, вселить равнодушие и снизить веру в
  свои силы. В этой ситуации он нашел свой выход: «Если ученик еще
  не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе
  труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать,
  собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу. В 1 классе я
  поставил первые оценки через 4 месяца после начала учебного
  года»[8]. Ученики старались, переделывали, и через какое-то время
  оценки в классе получали все. 
  
  
  Пример №3 (из книги Януша Корчака «Как любить
  ребенка»).
  
  
  Педагогическая задача: Тихие дети, не склонные много общаться,
  стесняющиеся и остерегающиеся коллективов. Как можно помочь им
  налаживать общение, влиться в коллектив, хотеть и уметь
  общаться.
  
  Решение задачи, предложенное автором: На протяжении всей книги
  автор не дает ни одного конкретного совета, он пишет отдельные
  заметки, ситуации, предлагая родителям (или педагогам) самим над
  ними подумать.
  
  Тут он приводит вот такой пример: «…дети в саду ведут хоровод.
  Несколько десятков детей поют, держась за руки, а двое в центре
  играют главную роль.
  
  Ну, ступай же, поиграй с ними! 
  
  Она не хочет, потому что не знает этой игры, не знает детей,
  потому что, когда однажды попробовала принять участие в детской
  игре, ей сказали: 
  
  "Нас и так уже слишком много", или: 
  
  "Ну и недотепа". Может, завтра или через неделю она решится,
  попробует снова. Но мать не желает ждать, она освобождает для нее
  место, вталкивает се в круг. Робкая, девочка неохотно берет за
  руки соседей, мечтая об одном, чтоб се никто не заметил. Так и
  будет она стоять, может, понемногу заинтересуется, может, сделает
  первый шаг на пути к примирению с новой для нее жизнью
  коллектива. Но мать совершает новую бестактность: жаждет
  расшевелить ее посредством более активного участия в
  игре.
  
  - Девочки, почему у вас в центре все время одни и те же? Вот эта
  еще не была, выберите ее. 
  
  Одна из ведущих отказывается, две другие подчиняются, но без
  охоты. 
  
  Бедная дебютантка в недоброжелательном коллективе.
  
  
  Эта сцена завершилась слезами ребенка, гневом матери,
  замешательством участников хоровода»[10].
  
  Автор показывает как матери, вместо того чтоб понять - усилиями
  навязывают свою волю. Вместо того, чтобы тактично и осторожно
  помогать ребенку делать первые шаги в общении, стараться проявить
  его интерес (имеются в виду изначально дети-тихони, которые
  предпочитают тихие игры в одиночестве, любому коллективному
  общению), помогать и подсказывать - они грубо и необдуманно,
  резко пытаются «впихнуть» ребенка в какую-то игру, навязать
  другим детям общество малыша. В итоге ребенок еще больше
  комплексует, тушуется и остается в коллективе на заведомо
  отрицательной позиции. Буквально парой слов автор описывает, что
  с такими детьми и в таких ситуациях действовать нужно очень
  осторожно, постепенно, ребенку и так приходится накапливать
  большой опыт отрицательных моментов, и мама в этом должна быть
  тонким психологом, поддерживать, придавать сил, а не рушить все и
  не усугублять своим грубым вмешательством.
  
  В примере приведена ситуация матери с ребенком, но тоже самое
  относится и к среде педагогов.
  
  
  Пример №4 (из книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это
  самому»).
  
  
  Педагогическая задача: поддержание дисциплины и порядка в классах
  (группах), дисциплинирование «неукротимых»
  детей.
  
  Решение задачи, предложенное автором: Вопрос дисциплины
  поднимается в книге очень часто. Он один из ведущих, и один из
  основных, по которым отличается эта система воспитания. Один из
  основных принципов работы Монтессори - свобода: «Свободе ребенка
  должна полагаться гра¬ница в коллективном интересе, а форма ее -
  то, что мы называем воспитанностью. Следо¬вательно, мы должны
  подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует
  на других или что носит характер грубого или невежливого
  поступка. Но все остальное -- каждое проявление, имеющее полезную
  цель, - каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось,
  не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объек¬том
  наблюдения для воспитательницы»[4]. 
  
  Дисциплина в этой системе подразумевается не как сидение на
  месте, а как деятельная, активная. Дети свободно перемещаются по
  классам, но при этом они не мешают другим детям. В книге об этом
  написано очень много, и много примеров, я хочу привести пример
  работы с детьми, беспокоящими других, «неукротимыми». Таких детей
  сначала тщательно обследовали, и «Ес¬ли ребенок оказывался
  нормальным, мы ста-вили один из столиков в углу комнаты и этим
  путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, мы
  сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и
  дава¬ли ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда
  успокоительно дейст¬вовала на ребенка; со своего места он мог
  ви¬деть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое
  дело, и это был предмет¬ный урок, куда более действительный, чем
  ка¬кие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как
  выгодно быть членом об¬щества, столь деятельно трудящегося на его
  глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с
  другими. Таким путем нам удавалось дисциплинировать всех детей,
  сначала казавшихся неукротимыми. Изолиро¬ванного ребенка мы
  всегда делаем предметом особенных забот, почти как больного. Я
  сама, входя в комнату, прежде всего шла прямо к та¬кому ребенку и
  начинала ласкать его точно маленького младенца. Потом уже я
  обращала внимание на прочих, интересовалась их рабо¬той и
  расспрашивала их о ней, точно взрос¬лых, только маленьких ростом.
  Не знаю, что совершалось в душе тех детей, которых мы находили
  необходимым дисциплинировать, но только метаморфоза всегда
  оказывалась полною и прочною. Они очень гордились тем, что
  научились работать и вести себя хорошо, и всегда проявляли
  нежнейшую привязан-ность к учительнице и ко
  мне»[4].
  
  
  Пример №5 (из книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это
  самому»).
  
  
  Педагогическая задача: поощрение и развитие самостоятельности
  ребенка.
  
  Решение задачи, предложенное автором: этот вопрос тоже один из
  ведущих в книге, и часто описываемый и прорабатываемый. «Человек
  не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые
  активные проявления индивидуаль¬ной свободы ребенка должны быть
  направ¬ляемы так, чтобы в этой активности выраба¬тывалась его
  самостоятельность»[4]. 
  
  И в этой части я хочу привести не совсем обычный пример, а опять
  пример отрицательного вмешательства воспитателя, показывающий как
  важно ребенку не получить конкретно что-то, а получить это своими
  усилиями: «Однажды дети, смеясь и болтая, собра¬лись вокруг миски
  с водою, в которой плава¬ло несколько игрушек. В нашей школе был
  мальчик всего двух с половиною лет. Его ос¬тавили вне круга, в
  одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства.
  Я из¬дали наблюдала за ним с большим внимани¬ем; сперва он
  придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это
  у него не хватило сил, и он стал озираться во все сторо¬ны.
  Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня
  не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на
  стульчик, и он, видно, решил при¬двинуть его к группе детей и
  затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал
  пробираться к стулу, но в эту минуту учитель¬ница грубо (она бы,
  вероятно, сказала - неж¬но) схватила его на руки и, подняв над
  головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув:
  "Сюда, крошка, смотри и ты!"
  
  Без сомнения, ребенок, увидав плавав¬шие игрушки, не испытал той
  радости, какую должен был испытать, преодолев препятст¬вие
  собственными силами. Желанное зрели¬ще не могло принести ему
  пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его
  ду¬шевные силы. В этом случае учительница по¬мешала ребенку
  воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал
  чув¬ствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в
  объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня
  выра¬жение радости, тревоги и надежды растаяли на его личике и
  сменились тупым выражени¬ем ребенка, знающего, что за него будут
  действовать другие»[4]. Сейчас я очень часто наблюдаю восторг от
  самостоятельности у своего ребенка, любое небольшое достижение,
  любая помощь ребенка взрослому - уже сейчас доставляют массу
  положительных эмоций. Даже если что-то не получается сразу. Если
  этот порыв не гасить - со второго, третьего раза - ребенок
  обязательно добивается успеха.
  

                


2009-2025. Все права защищены.
Комментарии (46)
почему то на пол слове многое оборвано
уже исправила вроде. Почему-то большая часть ушла за пределы. Сейчас нормально? криво из ворда скопировал)
очень полезно,в закладки
вот теперь всё супер СПАСИБО
 
 
аж 3 раза делала, в итоге через жж пришлось
))
аж 3 раза делала, в итоге через жж пришлось
))
Так, распечатываю и по свободному времени изучаю! Спасибо!
 
 
 
Спасибо!
 
 
добавила в закладки, буду читать пожже вдумчиво, а не когда Степанда прыгает по мне
Сухомлинского уже взяла в библиотеке, спасибо!
напиши потом как тебе. интересно
хорошо так написано! взяла на заметку
  надо будет книжки скачать и почитать, явно пригодится! спасибо тебе! 
Не на чем
)) Надеюсь пригодится, я бы сейчас была рада подобным рекомендациям, редко что-то доброе и полезное находится почитать 
))
да да в этом я с тобой согласна!!!
значит договорились - делюсь всем интересным, что встретится и понравится
) и жду советов 
))
огого сколько написано...
5 страниц всего 14 шрифтом. мало
)) и коротко в  общем-то
и я добавила в закладки!!
Да, интересно!
добавила в закладки, интересно, спасибо. Наталья а где ты учишься?
Сейчас учусь в педе на логопеда., с осени (если дадут под меня место) пойду тоже в пед, но на другой факультет в аспирантуру. параллельно
интересно
я б с тобой побеседовала сейчас на многие темы более широко
))
я в последнем примере с воспитательницей увидела себя
. теперь пересматриваю свое поведение  
и я такая же. Часто себя на этом ловлю
))  
 
 
в закладки! Дам почитать своей куме
восхитительно! Наташ, спасибо огроменное!

Тронуло все. Да-да, хочется следовать.
Конечно, на собственном примере лучше понимают, что такое красота и чужой труд. А вот их бы стоило на следующий день приобщить к работе по посадке цветов. Когда участвуешь-ценишь вдвойне и понимаешь, каким трудом это досталось.
Хочется приобщить дочь. Получится ли?
надеюсь!
про луг, рисование и написание слов - я в ауте полном! как просто и в то же время ЛОГИЧНО!!!!
Использовать БУДУ!!!
Монтессори, как всегда- здорово! Неукротимых детей не бывает, верно))) Я вот наблюдаю за одной девочкой во дворе, чуть старше моей Дарьи, ей 1год и 7 месяцев. Активная, любознательная, но стоит войти в компанию детей-агрессор страшный! Ее боятся и дети, и мамы. Отбирает игрушки, дерется.. Каждый раз у меня впечатление возникает, что ей нужно быть в центре внимания, удалить всех соперников и самой "править бал". Наверно,права Монтессори, что таким детям нужно МНОГО внимания и ласки.
Ну а последний пример аж за живое задел - ка часто я сама так поступаю! Думаю, что тяжело дочке сделать, и помогаю... и часто, очень часто это происходит! сегодня три раза себя на этом поймала! Даже когда со шнуровкой играем, и то лезу.. а вот дочь вечером сама сидела, колупалась, принесла мне ягодку с червячком, впихнутом в отверстие, где уже дважды протянута веревочка. Ну как-то же сумела! а я думаю: не сможет, не сможет...эх, мамочка...
спасибо еще раз!
Почитай книжку источник.. тут то все не уместишь. Там малыши дошкольники уже сажают, ухаживают.. сколько они птичек выходили, как взрослым помогали. Учитывая что это послевоенные годы. Почитай и я думаю найдешь много интересного для себя
 И у Монтессори очень много про самостоятельную работу детей. Про то как это все воспитывается и чаще само по себе 
 Судя по всему тебе бы очень понравились первоисточники 
)) И много подчеркнула бы для себя. А с девочкой.. у нас много во дворе таких детей. может кризисы просто.. а может и нет. Если что-то будешь читать - поделись мыслями. очень интересно. Если тебе и эти отдельные выдержки пришлись по душе, то оригиналы тем более понравятся 
уверена, что понравятся. времени только не откуда взять...к сожалению...
очень интересно! и чего раньше (до беременности и рождения)
  мне ни кто не подсказал этих авторов почитать. так интересно.
Так сейчас самое то. Если понравились отрывки - то и книжки придутся по душе. у Монтессори и обучение чтению на ура
 и все-все все. И самоорганизация. А учитывая, что Маше это все особенно нужно - читай и применяй 
)) Сейчас золотое время для компенсации, и я надеюсь, что все у вас получится 
))
и я надеюсь. однозначно будем читать. проблема в том что работа и две непоседы напрочь меня выматывают и то что я читаю сегодня держится в голове максимум неделю, а потом как в высказывании "слышала звон да не знаю где он" - что-то в голове крутится а в мысль не формируется, а без мысли действовать сложно. намного легче когда видишь на семинаре и обмениваешься опытом - все кратко и наглядно. то что я читала до материнства твердо сидит в голове а что сейчас так расплывчато.
как говорит мой муж кто хочет ищет возможность, а кто не хочет ищет причину. так вот будем отстранять причины и создавать условия для возможности.
Он прав на все 100%
) думаю, что справишься 
)) Мне учеба сейчас тяжело дается - все очень быстро вылетает 
)) Но я стараюсь.. правда усилий прикладывается намного больше, чем до первой Б 
))  
. Удачи нам. А педагогическое.. мне кажется многое на подкорку записывается.