Авторизация на сайте

Самая горячая тема Блогов

немного нового

привета. что ж даже в моей фиговой ситуации надо искать положительные стороны. даже если их нет создавать…

Блоги

Педагогические задачи и примеры их решения (из Сухомлинского, Корчака и Монтессори) - как и обещала
к блогу пользователя    12 Января 2012 в 17:08

Вот обещанные примеры из реферата (сторого не судить, коротко и по теме). в стольких строчках не передашь и по ситуациям все, что хотелось бы сказать, а уж о книгах в целом - тем более улыбка))

Зачет проставили, так чтос чистой совестью делюсь.


Пример №1 (из книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: привить детям бережное отношение не только к своим, но и к чужим вещам. Не только уметь видеть прекрасное, но и ценить и оберегать его.
Решение задачи, предложенное автором: в самом начале книги автор несколько раз замечает и указывает читателю на небрежность детей по отношению к чужим (или общим вещам), жесткость по отношению к окружающему миру: «Меня очень беспокоило равнодушие отдельных детей к живому и прекрасному в окружающем мире, тревожили поступки, свидетельствующие о непонятной, с первого взгляда, детской жестокости… И самое тревожное в том, что дети не понимали предосудительности тех "мелких" проявлений зла и равнодушия к красоте и жизни, из которых постепенно развивается тупая бессердечность»[8]. При этом автор не делает замечаний, он наблюдает, ловит добрые порывы и развивает их. Это самые первые дни его общения с этими детьми, и уже эта прогулка закончилась спасением птенца, которого потом выхаживали всей группой.
Мне кажется, очень показательным пример из середины книги: «В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый день я повел сюда своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула: - А разве можно рвать хризантемы? В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала. Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей. Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами. - Ну как, дети, красивый этот уголок? - спросил я.- Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы? Дети молчали. Потом сразу
заговорило несколько человек: - Нет, некрасивые... - А где теперь мы будем
любоваться цветами? - Эти цветы посадили пионеры, - говорю детям. -Они придут сюда любоваться красоток - и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой»[8].
Похожие мысли и методы решения и более глобальных задач проходят через все книгу. Ребенку нужно только чуть-чуть подсказать, дать прочувствовать и в большинстве случаев он сам разберется, и сам поймет так или не так он делает. Эти дети больше срывали цветов, они любовались красотой, а вскоре и сами стали разводить цветы не только на школьных участках и теплицах, но и у себя во дворах.

Пример №2 (из книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: привить детям любовь к учебе, уверенность в своих силах и умениях, интерес ко всему окружающему.
Решение задачи, предложенное автором: Эта задача решается на протяжении всей книги огромным количеством способов. Мне хочется выделить два, особенно запомнившихся примера.
1. Как дети учились читать. Все это происходило, в дошкольной группе, занятия которой большей частью проводились на открытом воздухе. Не было азбук, не было заучивания букв. Автор брал какое-то слово, например, самое первое слово «луг». Всей группой они шли на луг, рассаживались, наблюдали, слушали. Потом рисовали и подписали - луг. И так дальше, с каждым словом. Никто ничего не запоминал специально, но это было интересно. Это настолько вписалось в их жизнь, что к концу «учебного года» читать и писать могли все 31 человек.
2. Как ставились оценки в самых первых классах. Автор в нескольких местах подробно описывает, насколько оценка может убить желание учиться. Все дети разные - кто-то быстрее, кто-то медленнее что-то постигает. Но учиться хотят все, и плохая оценка может отбить это желание, вселить равнодушие и снизить веру в свои силы. В этой ситуации он нашел свой выход: «Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу. В 1 классе я поставил первые оценки через 4 месяца после начала учебного года»[8]. Ученики старались, переделывали, и через какое-то время оценки в классе получали все.

Пример №3 (из книги Януша Корчака «Как любить ребенка»).

Педагогическая задача: Тихие дети, не склонные много общаться, стесняющиеся и остерегающиеся коллективов. Как можно помочь им налаживать общение, влиться в коллектив, хотеть и уметь общаться.
Решение задачи, предложенное автором: На протяжении всей книги автор не дает ни одного конкретного совета, он пишет отдельные заметки, ситуации, предлагая родителям (или педагогам) самим над ними подумать.
Тут он приводит вот такой пример: «…дети в саду ведут хоровод. Несколько десятков детей поют, держась за руки, а двое в центре играют главную роль.
Ну, ступай же, поиграй с ними!
Она не хочет, потому что не знает этой игры, не знает детей, потому что, когда однажды попробовала принять участие в детской игре, ей сказали:
"Нас и так уже слишком много", или:
"Ну и недотепа". Может, завтра или через неделю она решится, попробует снова. Но мать не желает ждать, она освобождает для нее место, вталкивает се в круг. Робкая, девочка неохотно берет за руки соседей, мечтая об одном, чтоб се никто не заметил. Так и будет она стоять, может, понемногу заинтересуется, может, сделает первый шаг на пути к примирению с новой для нее жизнью коллектива. Но мать совершает новую бестактность: жаждет расшевелить ее посредством более активного участия в игре.
- Девочки, почему у вас в центре все время одни и те же? Вот эта еще не была, выберите ее.
Одна из ведущих отказывается, две другие подчиняются, но без охоты.
Бедная дебютантка в недоброжелательном коллективе.
Эта сцена завершилась слезами ребенка, гневом матери, замешательством участников хоровода»[10].
Автор показывает как матери, вместо того чтоб понять - усилиями навязывают свою волю. Вместо того, чтобы тактично и осторожно помогать ребенку делать первые шаги в общении, стараться проявить его интерес (имеются в виду изначально дети-тихони, которые предпочитают тихие игры в одиночестве, любому коллективному общению), помогать и подсказывать - они грубо и необдуманно, резко пытаются «впихнуть» ребенка в какую-то игру, навязать другим детям общество малыша. В итоге ребенок еще больше комплексует, тушуется и остается в коллективе на заведомо отрицательной позиции. Буквально парой слов автор описывает, что с такими детьми и в таких ситуациях действовать нужно очень осторожно, постепенно, ребенку и так приходится накапливать большой опыт отрицательных моментов, и мама в этом должна быть тонким психологом, поддерживать, придавать сил, а не рушить все и не усугублять своим грубым вмешательством.
В примере приведена ситуация матери с ребенком, но тоже самое относится и к среде педагогов.

Пример №4 (из книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому»).

Педагогическая задача: поддержание дисциплины и порядка в классах (группах), дисциплинирование «неукротимых» детей.
Решение задачи, предложенное автором: Вопрос дисциплины поднимается в книге очень часто. Он один из ведущих, и один из основных, по которым отличается эта система воспитания. Один из основных принципов работы Монтессори - свобода: «Свободе ребенка должна полагаться гра¬ница в коллективном интересе, а форма ее - то, что мы называем воспитанностью. Следо¬вательно, мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное -- каждое проявление, имеющее полезную цель, - каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объек¬том наблюдения для воспитательницы»[4].
Дисциплина в этой системе подразумевается не как сидение на месте, а как деятельная, активная. Дети свободно перемещаются по классам, но при этом они не мешают другим детям. В книге об этом написано очень много, и много примеров, я хочу привести пример работы с детьми, беспокоящими других, «неукротимыми». Таких детей сначала тщательно обследовали, и «Ес¬ли ребенок оказывался нормальным, мы ста-вили один из столиков в углу комнаты и этим путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, мы сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и дава¬ли ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда успокоительно дейст¬вовала на ребенка; со своего места он мог ви¬деть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое дело, и это был предмет¬ный урок, куда более действительный, чем ка¬кие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом об¬щества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими. Таким путем нам удавалось дисциплинировать всех детей, сначала казавшихся неукротимыми. Изолиро¬ванного ребенка мы всегда делаем предметом особенных забот, почти как больного. Я сама, входя в комнату, прежде всего шла прямо к та¬кому ребенку и начинала ласкать его точно маленького младенца. Потом уже я обращала внимание на прочих, интересовалась их рабо¬той и расспрашивала их о ней, точно взрос¬лых, только маленьких ростом. Не знаю, что совершалось в душе тех детей, которых мы находили необходимым дисциплинировать, но только метаморфоза всегда оказывалась полною и прочною. Они очень гордились тем, что научились работать и вести себя хорошо, и всегда проявляли нежнейшую привязан-ность к учительнице и ко мне»[4].

Пример №5 (из книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому»).

Педагогическая задача: поощрение и развитие самостоятельности ребенка.
Решение задачи, предложенное автором: этот вопрос тоже один из ведущих в книге, и часто описываемый и прорабатываемый. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуаль¬ной свободы ребенка должны быть направ¬ляемы так, чтобы в этой активности выраба¬тывалась его самостоятельность»[4].
И в этой части я хочу привести не совсем обычный пример, а опять пример отрицательного вмешательства воспитателя, показывающий как важно ребенку не получить конкретно что-то, а получить это своими усилиями: «Однажды дети, смеясь и болтая, собра¬лись вокруг миски с водою, в которой плава¬ло несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиною лет. Его ос¬тавили вне круга, в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства. Я из¬дали наблюдала за ним с большим внимани¬ем; сперва он придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это у него не хватило сил, и он стал озираться во все сторо¬ны. Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на стульчик, и он, видно, решил при¬двинуть его к группе детей и затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту учитель¬ница грубо (она бы, вероятно, сказала - неж¬но) схватила его на руки и, подняв над головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув: "Сюда, крошка, смотри и ты!"
Без сомнения, ребенок, увидав плавав¬шие игрушки, не испытал той радости, какую должен был испытать, преодолев препятст¬вие собственными силами. Желанное зрели¬ще не могло принести ему пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его ду¬шевные силы. В этом случае учительница по¬мешала ребенку воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал чув¬ствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня выра¬жение радости, тревоги и надежды растаяли на его личике и сменились тупым выражени¬ем ребенка, знающего, что за него будут действовать другие»[4]. Сейчас я очень часто наблюдаю восторг от самостоятельности у своего ребенка, любое небольшое достижение, любая помощь ребенка взрослому - уже сейчас доставляют массу положительных эмоций. Даже если что-то не получается сразу. Если этот порыв не гасить - со второго, третьего раза - ребенок обязательно добивается успеха.


теги: учеба,

Комментарии (46)

Анна Сурминова 12 Января 2012 в 17:19

почему то на пол слове многое оборвано грусть

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 17:23

уже исправила вроде. Почему-то большая часть ушла за пределы. Сейчас нормально? криво из ворда скопировал)

Людмила Шевцова 12 Января 2012 в 17:27

очень полезно,в закладки

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 17:35

стеснение стеснение стеснение Тогда книжки почитайте.. я такую крупицу вырвала, а там просто море информации и читается на одном дыхании улыбка))

Анна Сурминова 12 Января 2012 в 17:39

вот теперь всё супер СПАСИБО улыбка улыбка улыбка

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 18:34

аж 3 раза делала, в итоге через жж пришлось улыбка))

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 18:34

аж 3 раза делала, в итоге через жж пришлось улыбка))

*** Таня **** 12 Января 2012 в 18:46

Так, распечатываю и по свободному времени изучаю! Спасибо! поцелуй поцелуй поцелуй поцелуй

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 20:00

смех смех смех так мало тут. а вот если хоть одна мысль понравится - то стоит прочитать первоисточники улыбка)

*** Таня **** 12 Января 2012 в 20:42

Спасибо! поцелуй поцелуй поцелуй

Надежда Номоконова 12 Января 2012 в 18:57

добавила в закладки, буду читать пожже вдумчиво, а не когда Степанда прыгает по мне

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 20:01

смех смех смех вот-вот и с меня не слезает периодами. в том числе и во время написания реферата.. но зачет вроде поставили - значит грешила не сильно смех смех смех

Надежда Номоконова 12 Января 2012 в 20:13

смех смех смех понимает же, что мама не фигней мается

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 20:43

смех смех смех ага, помогает активно

Виктория Лебедева 12 Января 2012 в 20:52

Сухомлинского уже взяла в библиотеке, спасибо!

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 21:03

напиши потом как тебе. интересно

Вета B 12 Января 2012 в 22:25

хорошо так написано! взяла на заметку подмигивание надо будет книжки скачать и почитать, явно пригодится! спасибо тебе! поцелуй

Наталья Лебединская 13 Января 2012 в 17:57

Не на чем улыбка)) Надеюсь пригодится, я бы сейчас была рада подобным рекомендациям, редко что-то доброе и полезное находится почитать улыбка))

Вета B 13 Января 2012 в 22:22

да да в этом я с тобой согласна!!! дружба

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:48

значит договорились - делюсь всем интересным, что встретится и понравится улыбка) и жду советов улыбка))

Вета B 19 Января 2012 в 19:24

подмигивание поцелуй

Инна В 13 Января 2012 в 15:31

огого сколько написано...

Наталья Лебединская 13 Января 2012 в 17:56

5 страниц всего 14 шрифтом. мало улыбка)) и коротко в общем-то

Наталья Лебединская 13 Января 2012 в 17:58

смех смех смех Спасибо улыбка)) Столько мыслей сейчас в голове про воспитание.. так для меня это очень во время. Уже сейчас смотрю на Аню не просто как на малыша, а как на будущую девушку, маму, человека.. ну и мыслей много. Как что правильно сделать, как воспитывать.. как общаться. Сложное это дело

Мария Гордеева 13 Января 2012 в 21:36

и я добавила в закладки!! улыбка

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:48

улыбка улыбка улыбка

Елена Зак 14 Января 2012 в 02:13

Да, интересно! улыбка

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:48

улыбка улыбка улыбка

Мили ******* 14 Января 2012 в 07:52

добавила в закладки, интересно, спасибо. Наталья а где ты учишься?

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:49

Сейчас учусь в педе на логопеда., с осени (если дадут под меня место) пойду тоже в пед, но на другой факультет в аспирантуру. параллельно улыбка

А. Нютка 14 Января 2012 в 14:41

интересно улыбка

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:50

я б с тобой побеседовала сейчас на многие темы более широко улыбка))

А. Нютка 18 Января 2012 в 19:47

я в последнем примере с воспитательницей увидела себя стеснение. теперь пересматриваю свое поведение улыбка

Наталья Лебединская 22 Января 2012 в 15:15

и я такая же. Часто себя на этом ловлю улыбка)) дружба дружба дружба

Ирина Крахмаль 14 Января 2012 в 16:14

в закладки! Дам почитать своей куме

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:50

улыбка улыбка улыбка тут отголоски мыслей всего лишь. лучше б книжки. Тем более книжки читаются интереснее

Виктория ♪ Mamadashikus ♪ 15 Января 2012 в 22:39

восхитительно! Наташ, спасибо огроменное!
Тронуло все. Да-да, хочется следовать.
Конечно, на собственном примере лучше понимают, что такое красота и чужой труд. А вот их бы стоило на следующий день приобщить к работе по посадке цветов. Когда участвуешь-ценишь вдвойне и понимаешь, каким трудом это досталось.
Хочется приобщить дочь. Получится ли?
надеюсь!
про луг, рисование и написание слов - я в ауте полном! как просто и в то же время ЛОГИЧНО!!!!
Использовать БУДУ!!!
Монтессори, как всегда- здорово! Неукротимых детей не бывает, верно))) Я вот наблюдаю за одной девочкой во дворе, чуть старше моей Дарьи, ей 1год и 7 месяцев. Активная, любознательная, но стоит войти в компанию детей-агрессор страшный! Ее боятся и дети, и мамы. Отбирает игрушки, дерется.. Каждый раз у меня впечатление возникает, что ей нужно быть в центре внимания, удалить всех соперников и самой "править бал". Наверно,права Монтессори, что таким детям нужно МНОГО внимания и ласки.
Ну а последний пример аж за живое задел - ка часто я сама так поступаю! Думаю, что тяжело дочке сделать, и помогаю... и часто, очень часто это происходит! сегодня три раза себя на этом поймала! Даже когда со шнуровкой играем, и то лезу.. а вот дочь вечером сама сидела, колупалась, принесла мне ягодку с червячком, впихнутом в отверстие, где уже дважды протянута веревочка. Ну как-то же сумела! а я думаю: не сможет, не сможет...эх, мамочка... улыбка
спасибо еще раз! поцелуй

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:54

Почитай книжку источник.. тут то все не уместишь. Там малыши дошкольники уже сажают, ухаживают.. сколько они птичек выходили, как взрослым помогали. Учитывая что это послевоенные годы. Почитай и я думаю найдешь много интересного для себя улыбка И у Монтессори очень много про самостоятельную работу детей. Про то как это все воспитывается и чаще само по себе улыбка Судя по всему тебе бы очень понравились первоисточники улыбка)) И много подчеркнула бы для себя. А с девочкой.. у нас много во дворе таких детей. может кризисы просто.. а может и нет. Если что-то будешь читать - поделись мыслями. очень интересно. Если тебе и эти отдельные выдержки пришлись по душе, то оригиналы тем более понравятся улыбка

Виктория ♪ Mamadashikus ♪ 27 Января 2012 в 23:41

уверена, что понравятся. времени только не откуда взять...к сожалению...

Nin@ Uneev@ 16 Января 2012 в 19:59

очень интересно! и чего раньше (до беременности и рождения) смех мне ни кто не подсказал этих авторов почитать. так интересно.

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:48

Так сейчас самое то. Если понравились отрывки - то и книжки придутся по душе. у Монтессори и обучение чтению на ура улыбка и все-все все. И самоорганизация. А учитывая, что Маше это все особенно нужно - читай и применяй улыбка)) Сейчас золотое время для компенсации, и я надеюсь, что все у вас получится улыбка))

Nin@ Uneev@ 18 Января 2012 в 18:40

и я надеюсь. однозначно будем читать. проблема в том что работа и две непоседы напрочь меня выматывают и то что я читаю сегодня держится в голове максимум неделю, а потом как в высказывании "слышала звон да не знаю где он" - что-то в голове крутится а в мысль не формируется, а без мысли действовать сложно. намного легче когда видишь на семинаре и обмениваешься опытом - все кратко и наглядно. то что я читала до материнства твердо сидит в голове а что сейчас так расплывчато.

Nin@ Uneev@ 18 Января 2012 в 18:42

как говорит мой муж кто хочет ищет возможность, а кто не хочет ищет причину. так вот будем отстранять причины и создавать условия для возможности.

Наталья Лебединская 22 Января 2012 в 15:14

Он прав на все 100% улыбка) думаю, что справишься улыбка)) Мне учеба сейчас тяжело дается - все очень быстро вылетает улыбка)) Но я стараюсь.. правда усилий прикладывается намного больше, чем до первой Б улыбка)) дружба. Удачи нам. А педагогическое.. мне кажется многое на подкорку записывается.