Наиболее читаемые
Педагогические задачи и примеры их решения (из Сухомлинского, Корчака и Монтессори) - как и обещала, посещений 23043Називин, скорая и.. будьте осторожнее!, посещений 13949
А все-таки 2 полосочки или нет?, посещений 12921
Первые итоги по Памперсам :)))) и.. какими пользуетесь вы?, посещений 9175
28 недель. Новости., посещений 8223
Примеры небольшой обработки. как вам?, посещений 7745
А вы кутаете детей?, посещений 7514
Вопрос к рожавшим и... планы на день., посещений 6992
Вопрос про байковое одеяло, посещений 6812
Моющий пылесос.. или парогенератор. Покупать?, посещений 6698
Педагогические задачи и примеры их решения (из Сухомлинского, Корчака и Монтессори) - как и обещалак блогу пользователя 12 Января 2012 в 17:08
Вот обещанные примеры из реферата (сторого не судить, коротко и по теме). в стольких строчках не передашь и по ситуациям все, что хотелось бы сказать, а уж о книгах в целом - тем более ))
Зачет проставили, так чтос чистой совестью делюсь.
Пример №1 (из книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю
детям»).
Педагогическая задача: привить детям бережное отношение не только
к своим, но и к чужим вещам. Не только уметь видеть прекрасное,
но и ценить и оберегать его.
Решение задачи, предложенное автором: в самом начале книги автор
несколько раз замечает и указывает читателю на небрежность детей
по отношению к чужим (или общим вещам), жесткость по отношению к
окружающему миру: «Меня очень беспокоило равнодушие отдельных
детей к живому и прекрасному в окружающем мире, тревожили
поступки, свидетельствующие о непонятной, с первого взгляда,
детской жестокости… И самое тревожное в том, что дети не понимали
предосудительности тех "мелких" проявлений зла и равнодушия к
красоте и жизни, из которых постепенно развивается тупая
бессердечность»[8]. При этом автор не делает замечаний, он
наблюдает, ловит добрые порывы и развивает их. Это самые первые
дни его общения с этими детьми, и уже эта прогулка закончилась
спасением птенца, которого потом выхаживали всей группой.
Мне кажется, очень показательным пример из середины книги: «В
глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К
осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый
день я повел сюда своих малышей. Дети были в восторге от обилия
цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение
красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок,
не видя в этом ничего предосудительного. Так получилось и на этот
раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок.
Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула: - А
разве можно рвать хризантемы? В ее словах не было ни удивления,
ни возмущения. Девочка просто спрашивала. Я ничего не ответил.
Пусть этот день станет уроком для детей. Ребята сорвали еще
несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела
осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских
сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами. - Ну как,
дети, красивый этот уголок? - спросил я.- Красивы эти стебельки,
с которых вы сорвали цветы? Дети молчали. Потом
сразу
заговорило несколько человек: - Нет, некрасивые... - А где теперь
мы будем
любоваться цветами? - Эти цветы посадили пионеры, - говорю детям.
-Они придут сюда любоваться красоток - и что же увидят? Не
забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться
красотой»[8].
Похожие мысли и методы решения и более глобальных задач проходят
через все книгу. Ребенку нужно только чуть-чуть подсказать, дать
прочувствовать и в большинстве случаев он сам разберется, и сам
поймет так или не так он делает. Эти дети больше срывали цветов,
они любовались красотой, а вскоре и сами стали разводить цветы не
только на школьных участках и теплицах, но и у себя во дворах.
Пример №2 (из книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю
детям»).
Педагогическая задача: привить детям любовь к учебе, уверенность
в своих силах и умениях, интерес ко всему
окружающему.
Решение задачи, предложенное автором: Эта задача решается на
протяжении всей книги огромным количеством способов. Мне хочется
выделить два, особенно запомнившихся примера.
1. Как дети учились читать. Все это происходило, в дошкольной
группе, занятия которой большей частью проводились на открытом
воздухе. Не было азбук, не было заучивания букв. Автор брал
какое-то слово, например, самое первое слово «луг». Всей группой
они шли на луг, рассаживались, наблюдали, слушали. Потом рисовали
и подписали - луг. И так дальше, с каждым словом. Никто ничего не
запоминал специально, но это было интересно. Это настолько
вписалось в их жизнь, что к концу «учебного года» читать и писать
могли все 31 человек.
2. Как ставились оценки в самых первых классах. Автор в
нескольких местах подробно описывает, насколько оценка может
убить желание учиться. Все дети разные - кто-то быстрее, кто-то
медленнее что-то постигает. Но учиться хотят все, и плохая оценка
может отбить это желание, вселить равнодушие и снизить веру в
свои силы. В этой ситуации он нашел свой выход: «Если ученик еще
не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе
труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать,
собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу. В 1 классе я
поставил первые оценки через 4 месяца после начала учебного
года»[8]. Ученики старались, переделывали, и через какое-то время
оценки в классе получали все.
Пример №3 (из книги Януша Корчака «Как любить
ребенка»).
Педагогическая задача: Тихие дети, не склонные много общаться,
стесняющиеся и остерегающиеся коллективов. Как можно помочь им
налаживать общение, влиться в коллектив, хотеть и уметь
общаться.
Решение задачи, предложенное автором: На протяжении всей книги
автор не дает ни одного конкретного совета, он пишет отдельные
заметки, ситуации, предлагая родителям (или педагогам) самим над
ними подумать.
Тут он приводит вот такой пример: «…дети в саду ведут хоровод.
Несколько десятков детей поют, держась за руки, а двое в центре
играют главную роль.
Ну, ступай же, поиграй с ними!
Она не хочет, потому что не знает этой игры, не знает детей,
потому что, когда однажды попробовала принять участие в детской
игре, ей сказали:
"Нас и так уже слишком много", или:
"Ну и недотепа". Может, завтра или через неделю она решится,
попробует снова. Но мать не желает ждать, она освобождает для нее
место, вталкивает се в круг. Робкая, девочка неохотно берет за
руки соседей, мечтая об одном, чтоб се никто не заметил. Так и
будет она стоять, может, понемногу заинтересуется, может, сделает
первый шаг на пути к примирению с новой для нее жизнью
коллектива. Но мать совершает новую бестактность: жаждет
расшевелить ее посредством более активного участия в
игре.
- Девочки, почему у вас в центре все время одни и те же? Вот эта
еще не была, выберите ее.
Одна из ведущих отказывается, две другие подчиняются, но без
охоты.
Бедная дебютантка в недоброжелательном коллективе.
Эта сцена завершилась слезами ребенка, гневом матери,
замешательством участников хоровода»[10].
Автор показывает как матери, вместо того чтоб понять - усилиями
навязывают свою волю. Вместо того, чтобы тактично и осторожно
помогать ребенку делать первые шаги в общении, стараться проявить
его интерес (имеются в виду изначально дети-тихони, которые
предпочитают тихие игры в одиночестве, любому коллективному
общению), помогать и подсказывать - они грубо и необдуманно,
резко пытаются «впихнуть» ребенка в какую-то игру, навязать
другим детям общество малыша. В итоге ребенок еще больше
комплексует, тушуется и остается в коллективе на заведомо
отрицательной позиции. Буквально парой слов автор описывает, что
с такими детьми и в таких ситуациях действовать нужно очень
осторожно, постепенно, ребенку и так приходится накапливать
большой опыт отрицательных моментов, и мама в этом должна быть
тонким психологом, поддерживать, придавать сил, а не рушить все и
не усугублять своим грубым вмешательством.
В примере приведена ситуация матери с ребенком, но тоже самое
относится и к среде педагогов.
Пример №4 (из книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это
самому»).
Педагогическая задача: поддержание дисциплины и порядка в классах
(группах), дисциплинирование «неукротимых»
детей.
Решение задачи, предложенное автором: Вопрос дисциплины
поднимается в книге очень часто. Он один из ведущих, и один из
основных, по которым отличается эта система воспитания. Один из
основных принципов работы Монтессори - свобода: «Свободе ребенка
должна полагаться гра¬ница в коллективном интересе, а форма ее -
то, что мы называем воспитанностью. Следо¬вательно, мы должны
подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует
на других или что носит характер грубого или невежливого
поступка. Но все остальное -- каждое проявление, имеющее полезную
цель, - каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось,
не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объек¬том
наблюдения для воспитательницы»[4].
Дисциплина в этой системе подразумевается не как сидение на
месте, а как деятельная, активная. Дети свободно перемещаются по
классам, но при этом они не мешают другим детям. В книге об этом
написано очень много, и много примеров, я хочу привести пример
работы с детьми, беспокоящими других, «неукротимыми». Таких детей
сначала тщательно обследовали, и «Ес¬ли ребенок оказывался
нормальным, мы ста-вили один из столиков в углу комнаты и этим
путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, мы
сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и
дава¬ли ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда
успокоительно дейст¬вовала на ребенка; со своего места он мог
ви¬деть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое
дело, и это был предмет¬ный урок, куда более действительный, чем
ка¬кие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как
выгодно быть членом об¬щества, столь деятельно трудящегося на его
глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с
другими. Таким путем нам удавалось дисциплинировать всех детей,
сначала казавшихся неукротимыми. Изолиро¬ванного ребенка мы
всегда делаем предметом особенных забот, почти как больного. Я
сама, входя в комнату, прежде всего шла прямо к та¬кому ребенку и
начинала ласкать его точно маленького младенца. Потом уже я
обращала внимание на прочих, интересовалась их рабо¬той и
расспрашивала их о ней, точно взрос¬лых, только маленьких ростом.
Не знаю, что совершалось в душе тех детей, которых мы находили
необходимым дисциплинировать, но только метаморфоза всегда
оказывалась полною и прочною. Они очень гордились тем, что
научились работать и вести себя хорошо, и всегда проявляли
нежнейшую привязан-ность к учительнице и ко
мне»[4].
Пример №5 (из книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это
самому»).
Педагогическая задача: поощрение и развитие самостоятельности
ребенка.
Решение задачи, предложенное автором: этот вопрос тоже один из
ведущих в книге, и часто описываемый и прорабатываемый. «Человек
не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые
активные проявления индивидуаль¬ной свободы ребенка должны быть
направ¬ляемы так, чтобы в этой активности выраба¬тывалась его
самостоятельность»[4].
И в этой части я хочу привести не совсем обычный пример, а опять
пример отрицательного вмешательства воспитателя, показывающий как
важно ребенку не получить конкретно что-то, а получить это своими
усилиями: «Однажды дети, смеясь и болтая, собра¬лись вокруг миски
с водою, в которой плава¬ло несколько игрушек. В нашей школе был
мальчик всего двух с половиною лет. Его ос¬тавили вне круга, в
одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства.
Я из¬дали наблюдала за ним с большим внимани¬ем; сперва он
придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это
у него не хватило сил, и он стал озираться во все сторо¬ны.
Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня
не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на
стульчик, и он, видно, решил при¬двинуть его к группе детей и
затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал
пробираться к стулу, но в эту минуту учитель¬ница грубо (она бы,
вероятно, сказала - неж¬но) схватила его на руки и, подняв над
головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув:
"Сюда, крошка, смотри и ты!"
Без сомнения, ребенок, увидав плавав¬шие игрушки, не испытал той
радости, какую должен был испытать, преодолев препятст¬вие
собственными силами. Желанное зрели¬ще не могло принести ему
пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его
ду¬шевные силы. В этом случае учительница по¬мешала ребенку
воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал
чув¬ствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в
объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня
выра¬жение радости, тревоги и надежды растаяли на его личике и
сменились тупым выражени¬ем ребенка, знающего, что за него будут
действовать другие»[4]. Сейчас я очень часто наблюдаю восторг от
самостоятельности у своего ребенка, любое небольшое достижение,
любая помощь ребенка взрослому - уже сейчас доставляют массу
положительных эмоций. Даже если что-то не получается сразу. Если
этот порыв не гасить - со второго, третьего раза - ребенок
обязательно добивается успеха.
Твитнуть |
Комментарии (46)
почему то на пол слове многое оборвано
уже исправила вроде. Почему-то большая часть ушла за пределы. Сейчас нормально? криво из ворда скопировал)
очень полезно,в закладки
Тогда книжки почитайте.. я такую крупицу вырвала, а там просто море информации и читается на одном дыхании ))
вот теперь всё супер СПАСИБО
аж 3 раза делала, в итоге через жж пришлось ))
аж 3 раза делала, в итоге через жж пришлось ))
Так, распечатываю и по свободному времени изучаю! Спасибо!
так мало тут. а вот если хоть одна мысль понравится - то стоит прочитать первоисточники )
Спасибо!
добавила в закладки, буду читать пожже вдумчиво, а не когда Степанда прыгает по мне
вот-вот и с меня не слезает периодами. в том числе и во время написания реферата.. но зачет вроде поставили - значит грешила не сильно
понимает же, что мама не фигней мается
ага, помогает активно
Сухомлинского уже взяла в библиотеке, спасибо!
напиши потом как тебе. интересно
хорошо так написано! взяла на заметку надо будет книжки скачать и почитать, явно пригодится! спасибо тебе!
Не на чем )) Надеюсь пригодится, я бы сейчас была рада подобным рекомендациям, редко что-то доброе и полезное находится почитать ))
да да в этом я с тобой согласна!!!
значит договорились - делюсь всем интересным, что встретится и понравится ) и жду советов ))
огого сколько написано...
5 страниц всего 14 шрифтом. мало )) и коротко в общем-то
Спасибо )) Столько мыслей сейчас в голове про воспитание.. так для меня это очень во время. Уже сейчас смотрю на Аню не просто как на малыша, а как на будущую девушку, маму, человека.. ну и мыслей много. Как что правильно сделать, как воспитывать.. как общаться. Сложное это дело
и я добавила в закладки!!
Да, интересно!
добавила в закладки, интересно, спасибо. Наталья а где ты учишься?
Сейчас учусь в педе на логопеда., с осени (если дадут под меня место) пойду тоже в пед, но на другой факультет в аспирантуру. параллельно
интересно
я б с тобой побеседовала сейчас на многие темы более широко ))
я в последнем примере с воспитательницей увидела себя . теперь пересматриваю свое поведение
и я такая же. Часто себя на этом ловлю ))
в закладки! Дам почитать своей куме
тут отголоски мыслей всего лишь. лучше б книжки. Тем более книжки читаются интереснее
восхитительно! Наташ, спасибо огроменное!
Тронуло все. Да-да, хочется следовать.
Конечно, на собственном примере лучше понимают, что такое красота и чужой труд. А вот их бы стоило на следующий день приобщить к работе по посадке цветов. Когда участвуешь-ценишь вдвойне и понимаешь, каким трудом это досталось.
Хочется приобщить дочь. Получится ли?
надеюсь!
про луг, рисование и написание слов - я в ауте полном! как просто и в то же время ЛОГИЧНО!!!!
Использовать БУДУ!!!
Монтессори, как всегда- здорово! Неукротимых детей не бывает, верно))) Я вот наблюдаю за одной девочкой во дворе, чуть старше моей Дарьи, ей 1год и 7 месяцев. Активная, любознательная, но стоит войти в компанию детей-агрессор страшный! Ее боятся и дети, и мамы. Отбирает игрушки, дерется.. Каждый раз у меня впечатление возникает, что ей нужно быть в центре внимания, удалить всех соперников и самой "править бал". Наверно,права Монтессори, что таким детям нужно МНОГО внимания и ласки.
Ну а последний пример аж за живое задел - ка часто я сама так поступаю! Думаю, что тяжело дочке сделать, и помогаю... и часто, очень часто это происходит! сегодня три раза себя на этом поймала! Даже когда со шнуровкой играем, и то лезу.. а вот дочь вечером сама сидела, колупалась, принесла мне ягодку с червячком, впихнутом в отверстие, где уже дважды протянута веревочка. Ну как-то же сумела! а я думаю: не сможет, не сможет...эх, мамочка...
спасибо еще раз!
Почитай книжку источник.. тут то все не уместишь. Там малыши дошкольники уже сажают, ухаживают.. сколько они птичек выходили, как взрослым помогали. Учитывая что это послевоенные годы. Почитай и я думаю найдешь много интересного для себя И у Монтессори очень много про самостоятельную работу детей. Про то как это все воспитывается и чаще само по себе Судя по всему тебе бы очень понравились первоисточники )) И много подчеркнула бы для себя. А с девочкой.. у нас много во дворе таких детей. может кризисы просто.. а может и нет. Если что-то будешь читать - поделись мыслями. очень интересно. Если тебе и эти отдельные выдержки пришлись по душе, то оригиналы тем более понравятся
уверена, что понравятся. времени только не откуда взять...к сожалению...
очень интересно! и чего раньше (до беременности и рождения) мне ни кто не подсказал этих авторов почитать. так интересно.
Так сейчас самое то. Если понравились отрывки - то и книжки придутся по душе. у Монтессори и обучение чтению на ура и все-все все. И самоорганизация. А учитывая, что Маше это все особенно нужно - читай и применяй )) Сейчас золотое время для компенсации, и я надеюсь, что все у вас получится ))
и я надеюсь. однозначно будем читать. проблема в том что работа и две непоседы напрочь меня выматывают и то что я читаю сегодня держится в голове максимум неделю, а потом как в высказывании "слышала звон да не знаю где он" - что-то в голове крутится а в мысль не формируется, а без мысли действовать сложно. намного легче когда видишь на семинаре и обмениваешься опытом - все кратко и наглядно. то что я читала до материнства твердо сидит в голове а что сейчас так расплывчато.
как говорит мой муж кто хочет ищет возможность, а кто не хочет ищет причину. так вот будем отстранять причины и создавать условия для возможности.
Он прав на все 100% ) думаю, что справишься )) Мне учеба сейчас тяжело дается - все очень быстро вылетает )) Но я стараюсь.. правда усилий прикладывается намного больше, чем до первой Б )) . Удачи нам. А педагогическое.. мне кажется многое на подкорку записывается.