Авторизация на сайте

Самая горячая тема Блогов

чучуть мы лето 2017

привет всем, кто нас помнит, ну кто забыл надеюсь вспомнит... Наша малышка Даша уже ходит. Когда эти…

Блоги

Педагогические задачи и примеры их решения (из Сухомлинского, Корчака и Монтессори) - как и обещала
к блогу пользователя    12 Января 2012 в 17:08

Вот обещанные примеры из реферата (сторого не судить, коротко и по теме). в стольких строчках не передашь и по ситуациям все, что хотелось бы сказать, а уж о книгах в целом - тем более улыбка))

Зачет проставили, так чтос чистой совестью делюсь.


Пример №1 (из книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: привить детям бережное отношение не только к своим, но и к чужим вещам. Не только уметь видеть прекрасное, но и ценить и оберегать его.
Решение задачи, предложенное автором: в самом начале книги автор несколько раз замечает и указывает читателю на небрежность детей по отношению к чужим (или общим вещам), жесткость по отношению к окружающему миру: «Меня очень беспокоило равнодушие отдельных детей к живому и прекрасному в окружающем мире, тревожили поступки, свидетельствующие о непонятной, с первого взгляда, детской жестокости… И самое тревожное в том, что дети не понимали предосудительности тех "мелких" проявлений зла и равнодушия к красоте и жизни, из которых постепенно развивается тупая бессердечность»[8]. При этом автор не делает замечаний, он наблюдает, ловит добрые порывы и развивает их. Это самые первые дни его общения с этими детьми, и уже эта прогулка закончилась спасением птенца, которого потом выхаживали всей группой.
Мне кажется, очень показательным пример из середины книги: «В глухом уголке школьной усадьбы пионеры посадили хризантемы. К осени здесь расцвели белые, синие, розовые цветы. В ясный теплый день я повел сюда своих малышей. Дети были в восторге от обилия цветов. Но горький опыт убедил меня в том, что детское восхищение красотой часто бывает эгоистичным. Ребенок может сорвать цветок, не видя в этом ничего предосудительного. Так получилось и на этот раз. Вот я вижу в руках у ребят один, другой, третий цветок. Когда осталось не больше половины цветов, Катя вскрикнула: - А разве можно рвать хризантемы? В ее словах не было ни удивления, ни возмущения. Девочка просто спрашивала. Я ничего не ответил. Пусть этот день станет уроком для детей. Ребята сорвали еще несколько цветков, красота уголка исчезла, лужайка выглядела осиротевшей. Порыв восхищения красотой, вспыхнувший в детских сердцах, угас. Малыши не знали, что делать с цветами. - Ну как, дети, красивый этот уголок? - спросил я.- Красивы эти стебельки, с которых вы сорвали цветы? Дети молчали. Потом сразу
заговорило несколько человек: - Нет, некрасивые... - А где теперь мы будем
любоваться цветами? - Эти цветы посадили пионеры, - говорю детям. -Они придут сюда любоваться красоток - и что же увидят? Не забывайте, что вы живете среди людей. Каждому хочется любоваться красотой»[8].
Похожие мысли и методы решения и более глобальных задач проходят через все книгу. Ребенку нужно только чуть-чуть подсказать, дать прочувствовать и в большинстве случаев он сам разберется, и сам поймет так или не так он делает. Эти дети больше срывали цветов, они любовались красотой, а вскоре и сами стали разводить цветы не только на школьных участках и теплицах, но и у себя во дворах.

Пример №2 (из книги Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: привить детям любовь к учебе, уверенность в своих силах и умениях, интерес ко всему окружающему.
Решение задачи, предложенное автором: Эта задача решается на протяжении всей книги огромным количеством способов. Мне хочется выделить два, особенно запомнившихся примера.
1. Как дети учились читать. Все это происходило, в дошкольной группе, занятия которой большей частью проводились на открытом воздухе. Не было азбук, не было заучивания букв. Автор брал какое-то слово, например, самое первое слово «луг». Всей группой они шли на луг, рассаживались, наблюдали, слушали. Потом рисовали и подписали - луг. И так дальше, с каждым словом. Никто ничего не запоминал специально, но это было интересно. Это настолько вписалось в их жизнь, что к концу «учебного года» читать и писать могли все 31 человек.
2. Как ставились оценки в самых первых классах. Автор в нескольких местах подробно описывает, насколько оценка может убить желание учиться. Все дети разные - кто-то быстрее, кто-то медленнее что-то постигает. Но учиться хотят все, и плохая оценка может отбить это желание, вселить равнодушие и снизить веру в свои силы. В этой ситуации он нашел свой выход: «Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу. В 1 классе я поставил первые оценки через 4 месяца после начала учебного года»[8]. Ученики старались, переделывали, и через какое-то время оценки в классе получали все.

Пример №3 (из книги Януша Корчака «Как любить ребенка»).

Педагогическая задача: Тихие дети, не склонные много общаться, стесняющиеся и остерегающиеся коллективов. Как можно помочь им налаживать общение, влиться в коллектив, хотеть и уметь общаться.
Решение задачи, предложенное автором: На протяжении всей книги автор не дает ни одного конкретного совета, он пишет отдельные заметки, ситуации, предлагая родителям (или педагогам) самим над ними подумать.
Тут он приводит вот такой пример: «…дети в саду ведут хоровод. Несколько десятков детей поют, держась за руки, а двое в центре играют главную роль.
Ну, ступай же, поиграй с ними!
Она не хочет, потому что не знает этой игры, не знает детей, потому что, когда однажды попробовала принять участие в детской игре, ей сказали:
"Нас и так уже слишком много", или:
"Ну и недотепа". Может, завтра или через неделю она решится, попробует снова. Но мать не желает ждать, она освобождает для нее место, вталкивает се в круг. Робкая, девочка неохотно берет за руки соседей, мечтая об одном, чтоб се никто не заметил. Так и будет она стоять, может, понемногу заинтересуется, может, сделает первый шаг на пути к примирению с новой для нее жизнью коллектива. Но мать совершает новую бестактность: жаждет расшевелить ее посредством более активного участия в игре.
- Девочки, почему у вас в центре все время одни и те же? Вот эта еще не была, выберите ее.
Одна из ведущих отказывается, две другие подчиняются, но без охоты.
Бедная дебютантка в недоброжелательном коллективе.
Эта сцена завершилась слезами ребенка, гневом матери, замешательством участников хоровода»[10].
Автор показывает как матери, вместо того чтоб понять - усилиями навязывают свою волю. Вместо того, чтобы тактично и осторожно помогать ребенку делать первые шаги в общении, стараться проявить его интерес (имеются в виду изначально дети-тихони, которые предпочитают тихие игры в одиночестве, любому коллективному общению), помогать и подсказывать - они грубо и необдуманно, резко пытаются «впихнуть» ребенка в какую-то игру, навязать другим детям общество малыша. В итоге ребенок еще больше комплексует, тушуется и остается в коллективе на заведомо отрицательной позиции. Буквально парой слов автор описывает, что с такими детьми и в таких ситуациях действовать нужно очень осторожно, постепенно, ребенку и так приходится накапливать большой опыт отрицательных моментов, и мама в этом должна быть тонким психологом, поддерживать, придавать сил, а не рушить все и не усугублять своим грубым вмешательством.
В примере приведена ситуация матери с ребенком, но тоже самое относится и к среде педагогов.

Пример №4 (из книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому»).

Педагогическая задача: поддержание дисциплины и порядка в классах (группах), дисциплинирование «неукротимых» детей.
Решение задачи, предложенное автором: Вопрос дисциплины поднимается в книге очень часто. Он один из ведущих, и один из основных, по которым отличается эта система воспитания. Один из основных принципов работы Монтессори - свобода: «Свободе ребенка должна полагаться гра¬ница в коллективном интересе, а форма ее - то, что мы называем воспитанностью. Следо¬вательно, мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное -- каждое проявление, имеющее полезную цель, - каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объек¬том наблюдения для воспитательницы»[4].
Дисциплина в этой системе подразумевается не как сидение на месте, а как деятельная, активная. Дети свободно перемещаются по классам, но при этом они не мешают другим детям. В книге об этом написано очень много, и много примеров, я хочу привести пример работы с детьми, беспокоящими других, «неукротимыми». Таких детей сначала тщательно обследовали, и «Ес¬ли ребенок оказывался нормальным, мы ста-вили один из столиков в углу комнаты и этим путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, мы сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и дава¬ли ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда успокоительно дейст¬вовала на ребенка; со своего места он мог ви¬деть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое дело, и это был предмет¬ный урок, куда более действительный, чем ка¬кие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом об¬щества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими. Таким путем нам удавалось дисциплинировать всех детей, сначала казавшихся неукротимыми. Изолиро¬ванного ребенка мы всегда делаем предметом особенных забот, почти как больного. Я сама, входя в комнату, прежде всего шла прямо к та¬кому ребенку и начинала ласкать его точно маленького младенца. Потом уже я обращала внимание на прочих, интересовалась их рабо¬той и расспрашивала их о ней, точно взрос¬лых, только маленьких ростом. Не знаю, что совершалось в душе тех детей, которых мы находили необходимым дисциплинировать, но только метаморфоза всегда оказывалась полною и прочною. Они очень гордились тем, что научились работать и вести себя хорошо, и всегда проявляли нежнейшую привязан-ность к учительнице и ко мне»[4].

Пример №5 (из книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому»).

Педагогическая задача: поощрение и развитие самостоятельности ребенка.
Решение задачи, предложенное автором: этот вопрос тоже один из ведущих в книге, и часто описываемый и прорабатываемый. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуаль¬ной свободы ребенка должны быть направ¬ляемы так, чтобы в этой активности выраба¬тывалась его самостоятельность»[4].
И в этой части я хочу привести не совсем обычный пример, а опять пример отрицательного вмешательства воспитателя, показывающий как важно ребенку не получить конкретно что-то, а получить это своими усилиями: «Однажды дети, смеясь и болтая, собра¬лись вокруг миски с водою, в которой плава¬ло несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиною лет. Его ос¬тавили вне круга, в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства. Я из¬дали наблюдала за ним с большим внимани¬ем; сперва он придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это у него не хватило сил, и он стал озираться во все сторо¬ны. Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на стульчик, и он, видно, решил при¬двинуть его к группе детей и затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту учитель¬ница грубо (она бы, вероятно, сказала - неж¬но) схватила его на руки и, подняв над головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув: "Сюда, крошка, смотри и ты!"
Без сомнения, ребенок, увидав плавав¬шие игрушки, не испытал той радости, какую должен был испытать, преодолев препятст¬вие собственными силами. Желанное зрели¬ще не могло принести ему пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его ду¬шевные силы. В этом случае учительница по¬мешала ребенку воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал чув¬ствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня выра¬жение радости, тревоги и надежды растаяли на его личике и сменились тупым выражени¬ем ребенка, знающего, что за него будут действовать другие»[4]. Сейчас я очень часто наблюдаю восторг от самостоятельности у своего ребенка, любое небольшое достижение, любая помощь ребенка взрослому - уже сейчас доставляют массу положительных эмоций. Даже если что-то не получается сразу. Если этот порыв не гасить - со второго, третьего раза - ребенок обязательно добивается успеха.


теги: учеба,

Комментарии (46)

Анна Сурминова 12 Января 2012 в 17:19

почему то на пол слове многое оборвано грусть

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 17:23

уже исправила вроде. Почему-то большая часть ушла за пределы. Сейчас нормально? криво из ворда скопировал)

Людмила Шевцова 12 Января 2012 в 17:27

очень полезно,в закладки

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 17:35

стеснение стеснение стеснение Тогда книжки почитайте.. я такую крупицу вырвала, а там просто море информации и читается на одном дыхании улыбка))

Анна Сурминова 12 Января 2012 в 17:39

вот теперь всё супер СПАСИБО улыбка улыбка улыбка

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 18:34

аж 3 раза делала, в итоге через жж пришлось улыбка))

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 18:34

аж 3 раза делала, в итоге через жж пришлось улыбка))

*** Таня **** 12 Января 2012 в 18:46

Так, распечатываю и по свободному времени изучаю! Спасибо! поцелуй поцелуй поцелуй поцелуй

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 20:00

смех смех смех так мало тут. а вот если хоть одна мысль понравится - то стоит прочитать первоисточники улыбка)

*** Таня **** 12 Января 2012 в 20:42

Спасибо! поцелуй поцелуй поцелуй

Надежда Номоконова 12 Января 2012 в 18:57

добавила в закладки, буду читать пожже вдумчиво, а не когда Степанда прыгает по мне

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 20:01

смех смех смех вот-вот и с меня не слезает периодами. в том числе и во время написания реферата.. но зачет вроде поставили - значит грешила не сильно смех смех смех

Надежда Номоконова 12 Января 2012 в 20:13

смех смех смех понимает же, что мама не фигней мается

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 20:43

смех смех смех ага, помогает активно

Виктория Лебедева 12 Января 2012 в 20:52

Сухомлинского уже взяла в библиотеке, спасибо!

Наталья Лебединская 12 Января 2012 в 21:03

напиши потом как тебе. интересно

Вета B 12 Января 2012 в 22:25

хорошо так написано! взяла на заметку подмигивание надо будет книжки скачать и почитать, явно пригодится! спасибо тебе! поцелуй

Наталья Лебединская 13 Января 2012 в 17:57

Не на чем улыбка)) Надеюсь пригодится, я бы сейчас была рада подобным рекомендациям, редко что-то доброе и полезное находится почитать улыбка))

Вета B 13 Января 2012 в 22:22

да да в этом я с тобой согласна!!! дружба

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:48

значит договорились - делюсь всем интересным, что встретится и понравится улыбка) и жду советов улыбка))

Вета B 19 Января 2012 в 19:24

подмигивание поцелуй

Инна В 13 Января 2012 в 15:31

огого сколько написано...

Наталья Лебединская 13 Января 2012 в 17:56

5 страниц всего 14 шрифтом. мало улыбка)) и коротко в общем-то

Наталья Лебединская 13 Января 2012 в 17:58

смех смех смех Спасибо улыбка)) Столько мыслей сейчас в голове про воспитание.. так для меня это очень во время. Уже сейчас смотрю на Аню не просто как на малыша, а как на будущую девушку, маму, человека.. ну и мыслей много. Как что правильно сделать, как воспитывать.. как общаться. Сложное это дело

Мария Гордеева 13 Января 2012 в 21:36

и я добавила в закладки!! улыбка

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:48

улыбка улыбка улыбка

Елена Зак 14 Января 2012 в 02:13

Да, интересно! улыбка

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:48

улыбка улыбка улыбка

Мили ******* 14 Января 2012 в 07:52

добавила в закладки, интересно, спасибо. Наталья а где ты учишься?

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:49

Сейчас учусь в педе на логопеда., с осени (если дадут под меня место) пойду тоже в пед, но на другой факультет в аспирантуру. параллельно улыбка

А. Нютка 14 Января 2012 в 14:41

интересно улыбка

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:50

я б с тобой побеседовала сейчас на многие темы более широко улыбка))

А. Нютка 18 Января 2012 в 19:47

я в последнем примере с воспитательницей увидела себя стеснение. теперь пересматриваю свое поведение улыбка

Наталья Лебединская 22 Января 2012 в 15:15

и я такая же. Часто себя на этом ловлю улыбка)) дружба дружба дружба

Ирина Крахмаль 14 Января 2012 в 16:14

в закладки! Дам почитать своей куме

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:50

улыбка улыбка улыбка тут отголоски мыслей всего лишь. лучше б книжки. Тем более книжки читаются интереснее

Виктория ♪ Mamadashikus ♪ 15 Января 2012 в 22:39

восхитительно! Наташ, спасибо огроменное!
Тронуло все. Да-да, хочется следовать.
Конечно, на собственном примере лучше понимают, что такое красота и чужой труд. А вот их бы стоило на следующий день приобщить к работе по посадке цветов. Когда участвуешь-ценишь вдвойне и понимаешь, каким трудом это досталось.
Хочется приобщить дочь. Получится ли?
надеюсь!
про луг, рисование и написание слов - я в ауте полном! как просто и в то же время ЛОГИЧНО!!!!
Использовать БУДУ!!!
Монтессори, как всегда- здорово! Неукротимых детей не бывает, верно))) Я вот наблюдаю за одной девочкой во дворе, чуть старше моей Дарьи, ей 1год и 7 месяцев. Активная, любознательная, но стоит войти в компанию детей-агрессор страшный! Ее боятся и дети, и мамы. Отбирает игрушки, дерется.. Каждый раз у меня впечатление возникает, что ей нужно быть в центре внимания, удалить всех соперников и самой "править бал". Наверно,права Монтессори, что таким детям нужно МНОГО внимания и ласки.
Ну а последний пример аж за живое задел - ка часто я сама так поступаю! Думаю, что тяжело дочке сделать, и помогаю... и часто, очень часто это происходит! сегодня три раза себя на этом поймала! Даже когда со шнуровкой играем, и то лезу.. а вот дочь вечером сама сидела, колупалась, принесла мне ягодку с червячком, впихнутом в отверстие, где уже дважды протянута веревочка. Ну как-то же сумела! а я думаю: не сможет, не сможет...эх, мамочка... улыбка
спасибо еще раз! поцелуй

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:54

Почитай книжку источник.. тут то все не уместишь. Там малыши дошкольники уже сажают, ухаживают.. сколько они птичек выходили, как взрослым помогали. Учитывая что это послевоенные годы. Почитай и я думаю найдешь много интересного для себя улыбка И у Монтессори очень много про самостоятельную работу детей. Про то как это все воспитывается и чаще само по себе улыбка Судя по всему тебе бы очень понравились первоисточники улыбка)) И много подчеркнула бы для себя. А с девочкой.. у нас много во дворе таких детей. может кризисы просто.. а может и нет. Если что-то будешь читать - поделись мыслями. очень интересно. Если тебе и эти отдельные выдержки пришлись по душе, то оригиналы тем более понравятся улыбка

Виктория ♪ Mamadashikus ♪ 27 Января 2012 в 23:41

уверена, что понравятся. времени только не откуда взять...к сожалению...

Nin@ Uneev@ 16 Января 2012 в 19:59

очень интересно! и чего раньше (до беременности и рождения) смех мне ни кто не подсказал этих авторов почитать. так интересно.

Наталья Лебединская 18 Января 2012 в 16:48

Так сейчас самое то. Если понравились отрывки - то и книжки придутся по душе. у Монтессори и обучение чтению на ура улыбка и все-все все. И самоорганизация. А учитывая, что Маше это все особенно нужно - читай и применяй улыбка)) Сейчас золотое время для компенсации, и я надеюсь, что все у вас получится улыбка))

Nin@ Uneev@ 18 Января 2012 в 18:40

и я надеюсь. однозначно будем читать. проблема в том что работа и две непоседы напрочь меня выматывают и то что я читаю сегодня держится в голове максимум неделю, а потом как в высказывании "слышала звон да не знаю где он" - что-то в голове крутится а в мысль не формируется, а без мысли действовать сложно. намного легче когда видишь на семинаре и обмениваешься опытом - все кратко и наглядно. то что я читала до материнства твердо сидит в голове а что сейчас так расплывчато.

Nin@ Uneev@ 18 Января 2012 в 18:42

как говорит мой муж кто хочет ищет возможность, а кто не хочет ищет причину. так вот будем отстранять причины и создавать условия для возможности.

Наталья Лебединская 22 Января 2012 в 15:14

Он прав на все 100% улыбка) думаю, что справишься улыбка)) Мне учеба сейчас тяжело дается - все очень быстро вылетает улыбка)) Но я стараюсь.. правда усилий прикладывается намного больше, чем до первой Б улыбка)) дружба. Удачи нам. А педагогическое.. мне кажется многое на подкорку записывается.