Авторизация на сайте

Самая горячая тема Блогов

Тук-тук, кто-нибудь тут есть?

Сегодня болтали с подругой и вспоминали добрые старые…

У постов еще нет тегов

Блоги

10 фактов про изучение китайского языка для детей
к блогу пользователя    4 Мая 2018 в 18:53

Ульяна Курт
Теги по теме:
11 фактов про изучение китайского языка
Это очень сложно, но очень интересно
6 314
3
Всё больше школ открывает группы китайского как второго иностранного. Этот язык учить не только модно, но и очень сложно. Учитель китайского Ульяна Курт рассказывает про трудные иероглифы, плохие и хорошие учебники и как поддержать мотивацию ребёнка.
Рассылка «Мела»
Введите свой e-mail
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Занятия китайским с начальной школы вовсе не гарантируют, что после четвёртого класса вы поедете в Пекин с личным гидом. Это, скорее, установление базы, укрепление интереса к Китаю и китайскому языку.
2. У изучения китайского с начальной школы есть плюсы. Прописывание иероглифов помогает развить мелкую моторику, укрепить почерк, развить абстрактное мышление (чтобы закорючки сопоставить с реальным предметом) и развить художественные способности.
3. Китаисты склонны разделять музыкальный слух и тот особый слух, который необходим для произнесения тонов. Один и тот же слог дети учатся произносить по-разному (высоко и ровно, поднимая голос, опуская голос). Ставить тоны в начальной школе — одно удовольствие: дети воспринимают их как игру, начинают правильно говорить по-китайски, а заодно работать над музыкальным слухом.
4. В средней школе и старших классах преподавание языка меняется — как меняются и сами дети. Если вы отдаёте ребёнка на китайский с пятого класса, надо помнить, что это очень сложный язык, и это не шутки.
5. Ребёнку придётся учить иероглифы. Много иероглифов. И вылетают они из памяти куда быстрее, чем, например, английские слова. Причина проста: в китайском языке мы учим три составляющие: иероглиф, его перевод и его звучание (которое записывается латиницей со значками тонов). Три части вместо двух, и детям порой сложно даже осознать, что всё это вместе — одно слово.
6. Изучение китайского языка идёт медленнее, чем любого другого. Я имею в виду, что к концу пятого класса мы сможем рассказывать о своей семье, спрашивать, сколько времени, и немного говорить об учёбе. В английском языке за один год успевают выучить раза в три больше слов. Причина одна: к каждому слову надо выучить его написание иероглифами.
7. Может снижаться мотивация. Нет, ну, конечно, с правильным учителем она не пропадает. Но замедленное обучение заставляет учителя мотивировать детей чем-то кроме темы: загадки, игры, сценки, запись на школьном радио… чтобы было интересно просто учиться китайскому, а не учиться по учебнику.
Читайте также:
Как устроены китайские школы
8. Если вы понимаете, что ребёнок с неохотой садится за прописи — загляните к нему в тетрадь и подскочите на месте с воплем «ого, я тут ничего не понимаю, да ты настоящий китаец!». Даже если в его тетради до этого красуется «2» или «3». Просто потому что дети, изучающие китайский, обожают, когда указывают на их особенность. С годами это пройдёт, и китайский станет обычным языком, но поначалу — обязательно встречать восхищение на каждом углу. Ну или пообещайте поездку в Пекин, это просто зашкаливающая мотивация. И да, не ожидайте, что ребёнок будет говорить с китайцами как свой. Во время поездки каждое «сколько стоит» надо встречать таким же восхищением, как и у китайцев.
9. Давайте начистоту: у нас пока очень плохо продумано преподавание китайского в школе.
Учителей китайского мало: половина из нас — с отличным китайским, но без педобразования. Половина — с плохим китайским, зато с педобразованием
Но если вам повезёт — учитель будет заинтересован китайским, методикой и влюблён в Китай. Обязательно почитайте про учителя в интернете, попроситесь на открытый урок: для хорошего учителя любой урок — открытый, и он с радостью пойдёт вам навстречу.
10. В некоторых школах китайский преподают всему классу. Будьте уверены: в таких условиях поставить фонетику всем — невозможно. Группы для изучения китайского должны быть не больше 10-12 человек. Лучше — меньше.
11. Необоснованной популярностью пользуется учебник Кондрашевского. Если вы видите два толстых зелёных тома или пять красных томиков — бегите. «Они работают для претворения в жизнь политики четырёх модернизаций». «Я рад поучаствовать в сегодняшнем приёме в посольстве… Я не пью водку маотай, я буду вино». Учебник устарел давно, им пользуются просто по инерции. Очень надеюсь, что скоро все перейдут на учебник Рукодельниковой. На данный момент издан только пятый класс, но в следующем году на прилавках появится шестой… и так далее. И да, олимпиады и ЕГЭ пока не перекликаются с учебниками, что доставляет массу неудобств. Жду, что скоро это изменится.


1. У изучения китайского с начальной школы есть плюсы. Прописывание иероглифов помогает развить мелкую моторику, укрепить почерк, развить абстрактное мышление и развить художественные способности.

2. Китаисты склонны разделять музыкальный слух и тот особый слух, который необходим для произнесения тонов. Один и тот же слог дети учатся произносить по-разному (высоко и ровно, поднимая голос, опуская голос). Ставить тоны в начальной школе — одно удовольствие: дети воспринимают их как игру, начинают правильно говорить по-китайски, а заодно работать над музыкальным слухом.

3. В средней школе и старших классах преподавание языка меняется — как меняются и сами дети. Если вы отдаёте ребёнка на китайский с пятого класса, надо помнить, что это очень сложный язык, и это не шутки.

4. Ребёнку придётся учить иероглифы. Много иероглифов. И вылетают они из памяти куда быстрее, чем, например, английские слова. Причина проста: в китайском языке мы учим три составляющие: иероглиф, его перевод и его звучание (которое записывается латиницей со значками тонов). Три части вместо двух, и детям порой сложно даже осознать, что всё это вместе — одно слово.

5. Изучение китайского языка идёт медленнее, чем любого другого. Я имею в виду, что к концу пятого класса мы сможем рассказывать о своей семье, спрашивать, сколько времени, и немного говорить об учёбе. В английском языке за один год успевают выучить раза в три больше слов. Причина одна: к каждому слову надо выучить его написание иероглифами.

6. Может снижаться мотивация. Нет, ну, конечно, с правильным учителем она не пропадает. Но замедленное обучение заставляет учителя мотивировать детей чем-то кроме темы: загадки, игры, сценки, запись на школьном радио… чтобы было интересно просто учиться китайскому, а не учиться по учебнику.

7. Если вы понимаете, что ребёнок с неохотой садится за прописи — загляните к нему в тетрадь и и поддержите его, например, с возгласом похвалите: "Ого, да ты как настоящий китаец!". Просто потому что детям, которые изучают китайский, нравится, когда указывают на их особенность. С годами это пройдёт, и китайский станет обычным языком, но поначалу — обязательно встречать восхищение на каждом углу. Ну или пообещайте поездку в Пекин, это просто зашкаливающая мотивация. И да, не ожидайте, что ребёнок будет говорить с китайцами как свой. Во время поездки каждое «сколько стоит» надо встречать таким же восхищением, как и у китайцев.

8. Давайте начистоту: у нас пока очень плохо продумано преподавание китайского в школе.
Учителей китайского мало: половина из нас — с отличным китайским, но без педобразования. Половина — с плохим китайским, зато с педобразованием. Поэтому стоит поискать носителя языка с педагогическим или (хотябы) с лингвистическим образованием. Потому что никто лучше носителя не знает язык.

9. В некоторых школах китайский преподают всему классу. Будьте уверены: в таких условиях поставить фонетику всем — невозможно. Группы для изучения китайского должны быть не больше 10-12 человек. Лучше — меньше.

10. Стоит обходить стороной устарелые ученики. Лучше использовать учебники от Hanban*, Beijing Language and Culture Press, так как они современные и по ним обучают иностранных студентов в Китае.

Hanban* - специализированный орган и неправительственная организация при Министерстве образования КНР.